Курс валют:
USD 94.0922   EUR 100.5316 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НИКОСИЙСКОЙ КОНВЕЦИИ: ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ МИРОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Дата публикации: 12.12.2019
Автор: Сирота Марина,
Редактор: Любовь Орлова
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НИКОСИЙСКОЙ КОНВЕЦИИ: ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ МИРОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

10 декабря 2019 г. в «Парламентской газете» прошло обсуждение итогов международной конференции “ActforHeritage” Никосийской конвенции 2017 года по вопросам борьбы с преступлениями в отношении культурных ценностей, которая былаорганизована Правительством Кипра и Европейской комиссией.

Накруглом столе в «Парламентской газете» выступили эксперты в области культуры и искусства: доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИим.А.С.Пушкина Виктория Маркова, председатель Гильдии экспертов, оценщиков и специалистов по обороту культурных ценностей при МТПП Александр Елисеев, Александр Гагарин – Президент коллегии оценщиков ТПП РФ, и Марина Сирота - председатель Комиссии по историко-культурному наследию в Стратегическом совете по культуре партии «Едина Россия», координатор ООПН «Безопасная столица». 

Никосийская конвенция регулирует уголовно-правовые аспекты защиты культурного наследия и была разработана в связи с актами вандализма во время вооруженного конфликта в Сирии и Ираке. Российская Федерация принимала участие в разработке Конвенции и является её участником. 

Эксперты отметили интересный факт: вывозить культурные ценности из зон военных конфликтов невыгодно, поскольку легко можно определить незаконность приобретения этих произведений искусства. Оказалось, что продавать подделки, выдаваемые за подлинные ценности, вывезенные из военных зон - выгоднее.

Изменениями предусматривается оформление новых импортных лицензий и организационные меры по созданию системы повышенного контроля. 

Очевидно, что возникает новая ситуация в связи с кардинальным повышением требований к ввозу на территорию Евросоюза культурных ценностей, что в свою очередь скажется на требованиях к подготовке разрешений на вывоз с территории РФ. В какой-то степени Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 198 направлено на эти цели, но для обеспечения взаимодействия с компетентными структурами стран ЕС и обмена между базами данным могут потребоваться дополнительные законодательные акты.

Речь идет о Пятой директиве по борьбе с отмыванием денег, принятой Европарламентом и вступившей в силу 9 июля 2018 года, которая добавила рынок предметов искусства в список регулируемых отраслей. Этот документ носит обязательный характер: члены ЕС должны интегрировать положения документа в свои национальные законы к 20 января 2020 г.

Цель директивы — повышение прозрачности финансовых транзакций: банки, художественные галереи и аукционные дома должны осуществлять сбор, хранение и предоставление государственным органам информации о сделках и клиентах, полномочиях посредников, а также о любых подозрительных действиях с произведениями искусства. 

Под контроль попадают все сделки с предметами искусства на сумму €10 000 и выше независимо от формы оплаты.

«Пока наше государство не узаконило право на установление подлинности предметов русского искусства за рубежом, на европейском рынке будут массово продаваться «фальшивки», что девальвирует наше культурное достояние», - считает Александр Елисеев.

В выступлениях участников было обращено внимание на введение новых Правил Европейского парламента и Совета Европы 2019/880 от 17 апреля 2019 года, устанавливающих Регламент ввоза культурных ценностей в ЕС с конкретизацией возрастного предела и финансового порога, а  также вводящих запрет на ввоз предметов, незаконно вывезенных из третьих стран, особенно затронутых вооруженным конфликтом. 

Иначе говоря, арт-дилеры, галереи, аукционные дома при сопровождении сделок обязаны проводить проверочные мероприятия: устанавливать реальные стороны сделки, конечных бенефициаров, источники происхождения его средств, полномочия представителя. 

Требования к документации и отчетности распространяются даже на сделки в зонах с льготными режимами налогообложения и таможенных сборов.

Ужесточение правил уже вызвало недовольство среди зарубежных арт-дилеров – это может привести к сокращению покупательской активности. Покупатель должен будет документально подтвердить законность происхождения денег на покупку предмета искусства. Открытость информации и немедленная проверка госорганами – вот что пугает участников рынка искусства.

Кроме того, у участников сделки, а особенно у добросовестных, могут возникнуть серьезные имущественные и даже уголовные риски. Если будет установлено, что продавец получил предмет искусства преступным путем, это может привести к конфискации объекта искусства и, как следствие, существенная потеря денег, вернуть которые будет довольно сложно.

Имущественные риски есть и у добросовестных продавцов —арест и замораживание преступных активов, уголовные претензии к самому продавцу.

Участников российского арт-рынка интересуют вопросы: 
•    Как новые «жесткие» требования к прозрачности рынка повлияют на продавцов и коллекционеров из России, приобретающих произведения искусства в Европе
•    Доступность информации о сделках в мире искусства – благо или барьер
•    Как минимизировать риски российским коллекционерам при совершении крупных сделок в странах ЕС, - и пока нет чётких ответов на эти вопросы.

Может ли Россия сейчас применить европейский закон по обороту культурных ценностей?

Основная тема - Евросоюз принял пакет документов в области оборота культурных ценностей, который ужесточает наказание (вплоть до уголовного) за неправильное оформление или ложную информацию в бумагах, необходимых для вывоза предметов искусства за границу.  

Эксперты сомневаются может ли Россия сейчас применить эти новшества. Здесь дело не только в несовершенстве федерального и ведомственного законодательств, но и сами требования международных документов имеют несколько опережающий характер.

Оперативно нужно решать вопрос подготовки своих экспертов международного уровня по передвижным культурным ценностям. Для создания такой образовательной программы необходимо, чтобы подготовленный эксперт был комплексно образован: юридические знания, экономические знания, искусствоведческие знания. И, разумеется, в дальнейшем опыт работы по экспертизам. Специалисты штучные! Сегодня у нас есть опытные эксперты, но российская экспертиза не принимается во внимание западниками. В этом и есть ключевая проблема взаимодействия с западными коллегами. 

Эксперты считают, что необходимо, чтобы в формирование новых юридических условий по обмену культурными ценностями внесли свою лепту и представители Российской Федерации – были включены в рабочую группу по разработке нового регламента. Изменять уже принятое Евросоюзом решение по ввозу-вывозу будет просто невозможно.

Сложности соблюдения международных конвенций заключается и в том, что наши экспертизы не принимаются западниками. До сих пор нет Основного Закона о движимых культурно-исторических ценностях России, и этот вопрос стоит остро. Последние 15 лет работают над Законом все заинтересованные ведомства: Министерство культуры, Министерство юстиции, Таможенный комитет, Министерство финансов, Минэкономразвитие, юристы Государственной Думы и Совета Федерации. Все творческие союзы терпеливо ждут основного Закона о движимых культурных ценностях Российской Федерации.

Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.

Автор материала
Источники материала
Есть что сообщить по данной теме? Свяжитесь с редакцией hello@moment-istini.com
Приемная редакции «Момент Истины» работает 24/7
Написать письмо
Колумнисты
Сейчас читают

Новости