Иногда, как бы не хотелось сразу отреагировать на то или иное событие, надо взять паузу и обдумать, и только после этого рефлексировать. О чем собственно говоря речь. На неделе, 18–19 мая, проходил Старообрядческий форум, на котором, в том числе обсуждался манифест «Международного форума старообрядцев 2021 года».
Вот об этом манифесте, и том, что его окружает его написание и обсуждение я и хочу поговорить. Мне могут возразить, что манифест не принят, и что его теперь обсуждать? Возражу — дело не в том, что его не приняли. Вопрос глобальнее — подобные манифесты и люди, которые их пишут, уже не в первый раз пытаются замазать старообрядческое движение.
Многие, критикующие данный манифест, обращают внимание на то, что автор, последователь Дугина и его «евразийской концепции» и именно от этого и отталкиваются. Я бы хотел, чтобы мы взглянули на эту проблему
Сам по себе манифест, это гимн язычества. Обычного, классического язычества. Правда упакованный в красивую обертку из красивых и местами правильных слов. Но от этого не перестающий нести в себе языческую составляющую. Удивительно то, что этого не понимает РПСЦ и ее предстоятель Корнилий, раз до сих пор не дезавуировали автора манифеста.
Давайте задумаемся, а зачем нам пытаются подменить базовые понятия? Начнем с первого посыла манифеста — общинности. По словам автора манифеста, община это: «есть ковчег спасения для людей, которые стремятся сохранить веру, обращены к корням, к Вечности», другими словами, автор, признает — апокатастасис, или другими словами некое «коллективное спасение». Но коллективного спасения нет и быть не может, эту ересь в свое время осудили на ряде соборов. Так к чему тогда призывает нас автор манифеста? Как я уже отметил выше, к язычеству? Именно язычество с преобладанием коллективного над индивидуальным, с жертвоприношениями индивидов в угоду языческим божкам, только для того что бы эта самая община выжила, причем автор пишет это практически прямым текстом: «то есть коллективную идентичность. В ней общее выше частного, коллективное выше индивидуального, единство всех выше персональных особенностей». Пермский старовер Юра Лоскутов назвал это оккультизмом, он философ, ему виднее. На мой взгляд, если это и оккультизм, то абсолютно языческий, со всеми присущими язычеству атрибутами.
Коровин играет словами в надежде, что за обтекаемыми формулировками не будет видно того смысла, который он вкладывает в это на самом деле. Здесь, кстати, совершенно очевидно прослеживаются параллели с высказываниями Севастьянова (сейчас не признаваемого РПСЦ): «Старообрядцы жили общинно, у них не было индивидуализма». Как так получается, что основные конкуренты «Всемирный союз староверов» и так и не состоявшийся «Международный старообрядческий союз» начали дуть в одну дуду?
Когда Коровин говорит о том, что: «Современное старообрядчество, при всей традиционности, не ставит, однако, целью механическое возвращение в прошлое», а наоборот: «Мы стремимся творчески созидать будущее, но не путём революционного отрицания всего, бывшего прежде, а на крепкой, нерушимой основе вечных, неизменных христианских ценностей» он подменяет понятия. Я уже писал о том, что в задачи старообрядчества не входит, и самое главное никогда не входила задача «творческого созидания будущего». Главная задача, которая стоит перед старообрядчеством, на мой взгляд, состоит в сохранении Истинной Веры. Той самой Веры, за которую страдали наши предки, и которую несмотря на гонения сумели не только сохранить, но и передать нам, как мы передадим нашим детям. Именно из этого постулата и надо исходить.
В самом начале «Наследие предков и современность», Коровин выдвигает тезис: «В России и других странах мира XXI столетия старообрядчество представляет собой уникальное сообщество, объединяющее всех, осознающих себя древлеправославными христианами, живущих по законам веры, переданным нам благочестивыми предками», но мы прекрасно понимаем, что это не так. Согласия разные, между ними есть противоречия, зачастую достаточно серьезные, преодолеть на данный момент их не представляется возможным, да и, пожалуй, необходимым. Тогда, о чем он говорит? Какую мысль вкладывает в эти слова? Да очень простую — давайте объединяться! Под чьей эгидой? Тоже понятно любому знакомому с внутренней кухней процессов. Сам Коровин, выступая на форуме несколько раз повторил, говоря о манифесте, что: «речь не идет об объединении согласов». Вот только текст манифеста говорит об обратном: «старообрядчество представляет собой уникальное сообщество, объединяющее всех, осознающих себя древлеправославными христианами, живущих по законам веры, переданным нам благочестивыми предками». И здесь стоит задуматься о том, что еще совсем недавно, митрополит Корнилий, выступал перед Президентом России, как раз говорил о том, что он как бы выражает чаянья всех старообрядцев. Всем памятна история 2018 года, когда после окончания Всемирного старообрядческого форума, Севастьянов зарегистрировал на себя так называемый «всемирный союз староверов». Да, потом РПСЦ открестились от этой организации, но все помнят кто привел туда Севастьянова. Вот это лукавство и удивляет. Куда пытаются позвать старообрядцев эти «мессии»: «творчески созидать будущее»? Но какое? Опять если верить автору манифеста, то языческое: «Созидание нового на основе Вечного», так как это не христианские категории. Вообще путь Коровина от
В этой связи, хочу обратить внимание на слова, сказанные на открытие форума митрополитом РПСЦ Корнилием: «Православие, принесенное на Русь первым старовером — святым князем Владимиром — явилось той объемлющей силой, главной скрепой, которая определила русский мир, создала святую Русь, породила множество святых подвижников нашей земли». С учетом этих слов и того, что автором манифеста считается спичрайтер Корнилия — Коровин, то сразу многое становится понятно.
Непонятно другое, когда и как Святой равноапостольный князь Владимир Великий стал старовером? Корнилий плохо знает историю? Или за его словами кроется
А еще, меня не оставляет ощущение того, что некоторые фигуры старообрядческой общественности так и не могут понять совершенно простых вещей — объединение согласий невозможно. Слишком много всего происходило со времени предательства Никоном Православия, слишком много. Однако это не означает того, что нет возможности для сотрудничества. Конечно же есть, и в первую очередь это общие
Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.