Курс валют:
USD 92.5919   EUR 100.2704 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

Манипулятивные технологии в РПЦ МП

Дата публикации: 27.05.2020
Автор: Мельников Антон,
Редактор: Островский Николай
Манипулятивные технологии в РПЦ МП

Интересный артист — фокусник! Любят его дети и взрослые, еще бы какие чудеса он творит на сцене. Кролики из шляпы, карты из воздуха, распиленные женщины, да много чего. За тысячелетия существования этого искусства мастерство фокусников отточено практически до совершенства.

Многие пытаются угадать или разобраться как происходит сам фокус, ищут различные приспособления, разбирают технические детали, и мало задумываются над тем, что это все вторично. Главное и основное в работе иллюзиониста это отвлечение внимания, создание определенной атмосферы в которой любое его действие будет вызывать только восхищение.

При взгляде на РПЦ МП, у меня возникают такие же ассоциации, как и при взгляде на фокусника — психологические манипуляции с применением различных видов психологического воздействия. В этом, кстати, и есть принципиальное различие между древлеправославными и РПЦ МП.Если староверы в первую очередь занимаются разъяснением и просвещением, то никониане занимаются зомбированием и навязыванием своей модели.

Как известно, есть несколько видов психологического воздействия — заражение, подражание, убеждение, внушение и как частный случай внушения — гипноз. Мы привыкли рассматривать эти виды воздействия в рекламе, пиаре и политике. Но мы мало задумываемся, как это действует на прихожан в никонианских храмах.

Давайте попробуем разобраться!

Хочу напомнить, что в самом начале 90-х годов, все, вдруг, стали верующими, поменяли партбилеты на крестики. Почему? А стало модным. Сработал один из основных механизмов психологического воздействия подражание. Сначала первые лица тогдашней России, а потом и все остальные активно стали посещать службы. РПЦ МП впервые за много лет, получила серьезную поддержку от государства. А самое главное большое количество новых прихожан. Но получить их пол беды, главное удержать и вот тут в ход пошли механизмы психологического воздействия, применение которых было невозможно во времена СССР. Серьезная атеистическая пропаганда была своеобразным противовесом манипулятивным технологиям РПЦ МП, отточенным по иезуитским методичкам. Исчезли сдерживающие факторы -и РПЦ МП развернулась в полную силу. В ход пошли все возможные приемы и методы, но наш разговор только о психологических механизмах.

Вот вы пришли в храм московского патриархата. То есть можно смело говорить о том, что сработал уже упоминавшийся механизм подражания. Вы сделали первый шаг к тому, чтобы на вас начали оказывать следующее воздействие. Итак, вы в никонианской церкви и видите там людей с определенным эмоциональным зарядом- их много, и они увлечены определенным действием. Вольно или невольно, но вы ЗАРАЖАЕТЕСЬ этим настроем, эмоциональный заряд передается и вам, и вы принимаете, зачастую непроизвольно их психологическое состояние, намерения, оценку событий и многое другое. Подобный механизм называется в психологии — заражение. Но откуда берется заражение? Что способствует этому состоянию?

Не секрет, что легче всего управлять толпой. Опытные психологи могут многое рассказать о механизмах этого управления, о методах воздействия на поведение группы людей, и самое главное, в толпе не нужно воздействовать сразу на всех, достаточно иметь небольшое ядро, которое будет задавать правила поведения окружающим. Конечно, говорить о людях пришедших в церковь как о толпе не совсем корректно, но «большое кратковременное образование людей, возникающее на основе общих интересов», вполне подходит под необходимое определение. Кстати, данное определение относится к такой категории, как публика. Публика, это потенциальная толпа. Обратите внимание, идет служба, своеобразный спектакль в рамках церкви, роли заранее распределены действующие лица, исполнители и, конечно, прихожане, публика. Антураж данного действия продуман до мелочей. Хорошая акустика, певчие, горящие свечи — вы сами невольно начинаете подражать окружающим вам людям. Креститесь в положенных местах, повторяете за священником и другими прихожанами слова. Все вы заражены.

Следующее действие, которое предпринимают при работе с вами, это внушение. Вы уже обработаны предыдущими механизмами психологического воздействия — вы пришли, вы остались, теперь необходимо закрепить оказанное на вас воздействие. Вот тут на помощь и приходит внушение. Не примитивный (в бытовом плане) гипноз, а серьезный инструмент. Давайте попробуем разобраться и в этом.

Как известно, «внушение, это психологическое воздействие на сознание человека при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок». Подчеркну НЕ КРИТИЧЕСКОЕ.

Как было сказано выше, вы уже обработаны другими приемами психологического воздействия и сейчас на этом этапе с вами наиболее легко работать, легко давать определенные установки.

Не секрет, что в церкви основным каналом внушения является проповедь, ведь именно проповедь является главным источником информации для тех, кто туда пришел. Правильное построение проповеди- один из основных инструментов в работе священника. Любая проповедь строится на простых и понятных принципах — ее язык должен быть доступен и понятен аудитории, его нельзя перенасыщять сложными терминами, необходимо использовать знакомые присутствующим факты и опираться на понятные и привычные образы и термины. Не менее важно, и священники это хорошо знают, применять правильные риторические приемы. Делать паузы и ударения в нужном месте, менять тембр голоса, в зависимости от информации которую он хочет донести. Суггестивная сила религиозной проповеди, конечно, во много зависит и от самой личности внушающего, его авторитета, популярности, ораторских способностей и многих других качеств. Классический пример Петр Амьенский, своей проповедью вдохновивший простой народ на крестовый поход, правда и чем закончился тот поход мы тоже хорошо знаем. Конечно, РПЦ МП хотела бы иметь всех священников с такими навыками воздействия на толпу, но это невозможно, и, тогда в действие идут более современные технологии.

Еще раз подчеркну, вы пришли в храм РПЦ МП, вы отстояли службу, вы внесли денежные пожертвования. А теперь задайте себе вопрос, вы планировали делать эти пожертвования? Вы шли именно для того, чтобы оставить в ящичке свои средства или у вас были какие-то более возвышенные цели? Наверное, идя в храм, последнее что вы планировали делать, это расстаться со своими деньгами. Так как же это произошло? И самое главное, а куда пойдут ваши средства? На рясы от «Бриони» высших иерархов РПЦ МП и парк «Майбахов»?

Незаметно, прикрываясь красивыми и правильными словами, используя манипулятивные технологии вас подвели к тому, что вы уже начали отождествлять себя с этой социальной группой, а, следовательно, принимать все правила и принципы, принятые в ней. Причем, если вам что-то вдруг не понравится или идет в разрез с вашими убеждениями, то вас будут заставлять (конечно не в прямую) их поменять.

Простая вещь свечка, копеечная. Но попробуйте принести свечку в храм со стороны! Только купленная в церковной лавке! Самая дешевая десять рублей, казалось бы, копейки, но себестоимость этой свечки несколько копеек, это какая прибыль?! Больше 1000%! А остальные услуги?

Когда слышишь очередное сообщение об ограблении священника РПЦ МП, у которого украли двадцать или тридцать миллионов рублей, всегда хочется задать вопрос, а откуда такие средства? Но вспоминаешь про свечки и понимаешь, что это мелочи! Любое действие, которое вы хотите совершить при помощи священников должно быть оплачено, ну ради справедливости, кроме крещения, за крещение денег с вас не возьмут, скажут только сделать добровольное пожертвование. Но все остальное. Причем, чем выше сан совершающий действие, тем выше стоимость самого этого действия.

Но вы уже находииесь под воздействием этих психологических механизмов о которых говорили выше и считаете, что все правильно, все так и должно быть! Именно в этот момент начинает работать следующий механизм психологического воздействия — убеждение!

Позволю себе цитату: «Убеждение — элемент (качество)мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. Высшая (абсолютная) степень убеждённости, у многих олицетворяет вера». Обратите внимание, убеждение элемент мировоззрения. То есть вам формируют ваши взгляды на окружающий мир и действительность.

Классический учебник психологии говорит об убеждении следующее: «Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления».

Так ли это на самом деле? Как мы с вами уже успели убедиться, пройдя остальные этапы психологического воздействия, мы оказываемся готовы к восприятию определенной идеологической информации, мы становимся включенными в логику церкви. Заметьте, это очень важно. Казалось бы, процесс убеждения строится на абсолютно логических посылах, но что за логика в них используется?

Давайте рассмотрим подробнее. Согласно тому же учебнику психологии: «Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия:

  • убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;
  • она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры;
  • необходимо анализировать факты, известные слушателям;
  • убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает. Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения».

Вместе с тем, если послушать речи священников, то не сложно заметить, что зачастую в ходе процесса убеждения, используются различные не корректные приемы, начиная от подмены тезисов в ходе доказательства и заканчивая использованием для доказательства тезиса доводов, которые отнюдь его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах, либо применение заведомо ложных доводов. Ну и конечно, опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения — антитезиса, хотя логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.

Учитывая, что наша логика далеко не безупречна и мы и так находимся под другими механизмами воздействия, то как правило такие псевдодоказательства могут срабатывать. Вы начинаете ощущать себя полностью сопричастными процессам, происходящим внутри храма.

Вот так, используя простые механизмы психологического воздействия, вас незаметно для самих себя затягивают в сообщество РПЦ МП.

Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.

Автор материала
Места действия и организации:
РПЦ МП, СССР.
Источники материала
Есть что сообщить по данной теме? Свяжитесь с редакцией hello@moment-istini.com
Приемная редакции «Момент Истины» работает 24/7
Написать письмо
Колумнисты
Сейчас читают

Новости