Официальный сайт Момент Истины
о редакции

«Момент истины» на выставке графики Константина Истомина «Путешествие по Каме. 1933»

Дата публикации: 25.06.2018

20 июня с.г. в выставочном зале журнала «Наше наследие» открылась выставка известного художника-графика  Константина Истомина (1887–1942). Это  новый совместный проект журнала «Наше наследие» и галереи «Ковчег». Зрителю впервые представилась возможность увидеть большую серию альбомных зарисовок, сделанных художником во время путешествия по реке Каме в 1933 году. Несмотря на беглость графической манеры и этюдный характер акварелей, что естественно для работ, выполненных во время движения теплохода, – все они отмечены печатью мастерства и художественного освоения реальности.

Выступивший на вернисаже куратор галереи «Ковчег» Сергей Сафонов рассказал, что Константин Истомин, автор знаменитых «Вузовок» в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, известен в первую очередь как живописец. Даже его педагогическая деятельность, оставившая заметный след в поколении вхутемасовцев, строилась вокруг этого вида искусства. Профессор и проректор живописного отделения ВХУТЕМАСа, Истомин закрепил за собой звание живописца. Впрочем – вместе со званием «формалиста». Между тем, рисовал он всегда – и после окончания школы Холлоши в Мюнхене, и в дипломатической командировке в Армению в 1920-м, и во времена написания «Вузовок». Это рисование лишь иногда было подготовительным, «на службе у живописи», когда художник мучительно и не очень успешно пытался найти композицию для «правильной» тематической работы, например, восстания румынских крестьян или труда сталеваров. В большинстве же случаев работы Истомина на бумаге предстают самодостаточными и решенными по законам графики. Убедиться в этом можно благодаря ученику и товарищу Истомина Леониду Казенину, сыгравшему главную роль в сохранении наследия мастера. 

В своем выступлении искусствовед И.Чувилин заметил, что жанр альбомного рисования в путешествиях известен давно. Первооткрыватели и исследователи использовали его в своих странствиях до изобретения фотографии и после – при отсутствии возможности фотографировать. Художники – для профессиональной тренировки и просто из любви к рисованию. В графическом наследии Константина Истомина есть несколько альбомных циклов, связанных с поездками.

Путешествие по реке Каме в 1933 году (это как раз год написания «Вузовок») запечатлено на более чем трех десятках листов горизонтального формата, который соотносится с протяженным, размеренным повествованием о проплывающих мимо берегах. Уже позднее, когда Истомин руководил студенческими практиками в Крыму, оставаясь там по несколько месяцев, он в переписке признавался, что уловить быстро меняющееся состояние морского освещения легче в акварели, чем в живописи, в силу большей скорости оперирования графическими техниками. В камском путешествии, где движение теплохода заставляло пейзаж меняться ежесекундно, эта скорость  была еще  больше нужна. 

Отсюда предпочтение карандашным рисункам, минимализм, беглое и точное схватывание деталей. И вместе с тем – ощущение медитативного, спокойного течения времени, речной глади, плавного движения встречных судов. Контрастом к этой размеренности – несколько рисунков толпы на пристани, смазанные силуэты движущихся людей, как в глазах человека, только что сошедшего с теплохода и еще не адаптировавшегося к суете на суше. А затем – снова речная гладь, пространство, решенное всего несколькими карандашными линиями или полосками цвета.

Специальным гостем открывшейся выставки была Ирина Георгиевна Коровай, старейший московский живописец и график, которая поделилась воспоминаниями о людях, сохранивших художественное наследие Константина Истомина.

Среди участников вернисажа: И.Коровай, И.Шаховской, О.Яблонская, О.Вельчинская, Е.Буравлева, В.Бабин, Г.Ваншенкина, Д.Фомин, Н.Котел, К.Голицына, Т.Маркова, А. и К. Сутягины, Е.Утенкова-Тихонова, И.Грекова, А.Хорт, Н.Ситникова, Д.Самодин, Е.Чеховская, А.Романова.


Места действия и организации: Россия, Момент Истины, Наше Наследие
Сейчас читают