Официальный сайт Момент Истины
о редакции

Момент истины на выставке «Русская деревянная церковная скульптура XVIII – первой половины XIX веков»

Дата публикации: 29.05.2017
24 мая с. г. в Выставочном зале редакции журнала «Наше наследие» состоялось открытие выставки фотографий русской деревянной церковной скульптуры XVIII – первой половины XIX веков. Эта выставка проходит в рамках многолетнего совместного проекта «Провинциальное наследие», осуществляемого журналом и Государственным институтом искусствознания.
 width= Открытие выставки «Русская деревянная церковная скульптура
XVIII – первой половины XIX веков»
Экспозиция основана на коллекции фотографий, сделанных в 2000-е годы в экспедициях Сектора «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России» Государственного института искусствознания Минкультуры РФ по Владимирской, Вологодской, Калужской, Костромской, Рязанской и Тверской областям. Эти работы проводились опытными исследователями историко-культурного наследия Алексеем Грицем, Анной Павловой, Сергеем Рожковым, Георгием Смирновым, Екатериной Шорбан, Алексеем Яковлевым.
 width= Организатор выставки кандидат искусствоведения Екатерина Шорбан
Рассказывая о деятельности экспедиций, кандидат искусствоведения Екатерина Шорбан отметила: «Одной из наиболее сильно пострадавших в ХХ веке частей историко-культурного наследия России являются храмовые интерьеры. На протяжении советского периода прошло несколько волн их разрушений. Первый этап относится к ранним послереволюционным годам, когда при закрытии церквей выламывались и сжигались иконостасы и иконы. Всё же, многие интерьеры стоявших без службы храмов, особенно сельских, сохранялись усилиями местных жителей вплоть до второй половины 1950-х годов – начала так называемого «хрущевского» этапа борьбы с памятниками церковной культуры. В это время повышенное внимание уделялось окончательному уничтожению внутреннего убранства храмов. Особой очень хрупкой интереснейшей частью интерьеров русских церквей являлась деревянная скульптура, получившая распространение преимущественно в эпоху барокко. В отечественной искусствоведческой литературе сложилась версия, что одним из центров деревянной скульптуры была Пермь. Известно, что сохранение многочисленных произведений скульптуры, собранных в Пермском музее, объясняется беспрецедентной деятельностью местных любителей старины, бросившихся в начале 1920-х годов в села, чтобы собрать и вывезти части церковного художественного наследия. В действительности традиция использования в интерьерах храмов скульптуры, в том числе круглой, в XVIII – первой половине XIX столетий существовала в большинстве губерний европейской России и Сибири. Об этом свидетельствуют архивные письменные источники и фотографии конца XIX– XX начала веков, а также многочисленные еще сохранившиеся примеры церковной скульптуры, обнаруженные нами в последние годы».
 width= Участник экспедиций кандидат искусствоведения Анна Павлова
Среди гостей вернисажа участники экспедиций, художники, архитекторы, искусствоведы: А.Павлова, А.Гриц, Е.Щеболева, Н.Менчинская, И.Гомоляка, Н.Назаревская, А. и И. Антоновы, Г.Твердовская, М.Мерзлякова, Н.Пичугина, К.Борисенко, Р.Дауйотайте, М.Орловский, И.Шитова.
 width= Спасо-Георгиевский храм с. Млёво (Удомельский р-н, Тверская обл.)
 width= Успенская церковь с. Большие Всегодичи (Ковровский р-н, Владимирская обл.)
 width= Крестовоздвиженский храм с Снегирёво (Кольчугинский р-н, Владимирская обл.)

Сейчас читают