Курс валют:
USD 92.2628   EUR 99.7057 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

Волна на уничтожение

Дата публикации: 17.07.2012
Редактор: Островский Николай
Волна на уничтожение
Последний раз противопаводковые работы в Крымске проводились в 2005 году, на них выделили всего 2,5 миллиона рублейФото: ИТАР-ТАССФото: ИТАР-ТАССАндрей Нефёдов" target="_blank" >Уровень воды на первых этажах зданий доходил почти до потолка
Фото: ИТАР-ТАССУровень воды на первых этажах зданий доходил почти до потолка
Фото: ИТАР-ТАСС

На момент подписания номера в печать число погибших от наводнения в Крымске, Новороссийске и Геленджике составило 171 человек, ещё 17 – в списках пропавших без вести. Затоплено 7 тыс. жилых домов, утонуло несколько тысяч автомобилей. По оценкам краевых властей, общий ущерб от катастрофы составил более 2 млрд рублей. На месте продолжают работу спасатели и волонтёры. Главный вопрос, который сегодня будоражит жителей наиболее пострадавшего от наводнения Крымска: что же всё-таки произошло здесь в ночь с 6 на 7 июля?

Слухи о том, что причиной невиданного наводнения в Крымске (по словам очевидцев, «цунами» достигало высоты 7 метров) могло стать открытие шлюзов расположенного выше Неберджаевского водохранилища, пошли по городу сразу после потопа. Показательно, что официальные власти не комментировали эту версию до вечера 7 июля. Когда же комментарии появились, они были категоричны: никаких шлюзов никто не открывал по причине того, что их там вообще нет. На водохранилище есть только поверхностный водосброс, который работает по принципу переливной трубы в ванной. Это же местные чиновники объясняли и прибывшему на место катастрофы президенту Владимиру Путину, который в ходе совещания трижды переспрашивал их, возможно ли технологически спустить воду из водохранилища? Краснодарские чиновники лукавили.

Неберджаевское водохранилище было построено в 1959 году. Водоём сам по себе небольшой – около километра в длину и 500 метров в ширину. Водохранилище строили по всем канонам гидротехники, а они обязательно предусматривают наличие на такого рода сооружении донного водовыпуска. И вопреки заверениям кубанских властей такой донный водовыпуск на водохранилище всё-таки есть. В частности, это подтверждается документами.

В сентябре 2011 года муниципальное учреждение «Управление строительства города Новороссийска» объявило конкурс на «Выполнение работ по реконструкции особо опасного, технически сложного объекта: «Неберджаевское водохранилище в городе Новороссийске». Начальная стоимость контракта составляла 546 147 085 рублей, а в числе подлежащих реконструкции объектов значился и «донный водовыпуск».

На определённые размышления наталкивают и заявления представителей Следственного комитета, которые сообщили, что в ночь с 6 на 7 июля в течение пяти часов из водохранилища было осуществлено «13 спусков в автоматическом режиме». Очевидно, что, если бы вода уходила только через верхний водовыпуск, через него технически невозможно осуществить несколько спусков воды за определённое время. Если водохранилище начинает переполняться, вода через перелив будет идти постоянно, как в той же ванной.

Впрочем, независимые эксперты считают, что если вода и шла из водохранилища, то эти объёмы вряд ли сыграли существенную роль в наводнении. Пропускная способность водовыпуска на Неберджаевском водохранилище не превышает 80 кубометров воды в секунду, тогда как на пике наводнения – в 2 часа ночи 7 июля в расположенное ниже Варнавинское водохранилище вода прибывала со скоростью 1506 «кубов». Так что сливы воды из Неберджаевского водохранилища на общем фоне выглядели незначительными.

Другое дело – почему местные чиновники категорически отрицали наличие донного водовыпуска на водохранилище и возможность слива через него воды? Вероятно, не хотели будоражить общественное мнение, но лукавство чиновников привело к обратному эффекту: разговоры о том, что город затопили умышленно, только усилились. Впрочем, это далеко не главный острый вопрос, который обращён сегодня в сторону властей.

Версию о том, что часть воды могла прийти в Крымск из водохранилища, подтвердили и странные находки на улицах города в следующие дни после наводнения. В лужах и в канавах люди с удивлением находили живого карпа. А ближайшее место в окрестностях Крымска, где обитает карп, – это как раз Неберджаевское водохранилище. В интервью местные жители иронизировали по этому поводу: мол, если верить заявлениям властей, что спуска воды из водохранилища не было, получается, что рыба выпала с неба вместе с дождём. Впрочем, неизвестно откуда взявшаяся рыба оказалась для жителей разрушенных и затопленных домов весьма полезной – её съели.

Но если причиной небывалого наводнения стали исключительно природные факторы, почему город оказался не готов к удару стихии? Ведь предупреждение о надвигающейся катастрофе местные власти получили ещё вечером 6 июля! Неужели людей нельзя было эвакуировать?

Как заявил 7 июля глава Крымского района Василий Крутько, сразу после поступления телефонограммы из МЧС были предприняты меры по оповещению граждан о надвигающейся угрозе. В частности, по местному телеканалу пустили «бегущую строку».

Однако генеральный директор ТРК «Крымский экран» Наталья Усова в интервью журналистам категорически опровергла заявление главы района: «Никакой «бегущей строки» с предупреждением до наводнения не было. Она появилась лишь после того, как из своего затопленного дома с улицы Адагумской ко мне дозвонилась главный редактор Марина Сидорова. Она была в панике, кричала, что вокруг вода поднимается. Часа в 3 ночи мы пустили «бегущую строку», но вряд ли это кого-то спасло, потому что тут же во всём городе погас свет».

Кстати, отстранённый от должности глава района Василий Крутько, как сообщают СМИ, после первого допроса в Следственном комитете исчез в неизвестном направлении…

Странная история вышла и с SMS-оповещением населения по линии МЧС. Во-первых, очевидно, что ночью вряд ли кто будет читать SMS-сообщения, во-вторых, сообщения, которые пришли на телефоны жителей Кубани, были почему-то неполными. «МЧС информирует! В Геленджикском, Крымском и Новороссийском районах…» – такие непонятные SMS получили перед катастрофой жители Кубани. И неудивительно, почему большинство жителей города оказались не готовы к наводнению.

Разноречивая информация породила недоверие местных жителей к власти. На встрече с губернатором Кубани Александром Ткачёвым было высказано мнение по поводу официоза последних дней. «Прекратите нам врать!», «Мы вам не верим!» – такие реплики то и дело раздавались в толпе. Главным источником информации для жителей стало «сарафанное радио», которое продолжает порождать слухи один страшнее другого. Например, многие считают, что число жертв занижено в разы! Звучат цифры – 2–3 тыс. погибших против официальных 170 человек.

Основанием для этих слухов стало, в частности, то, что трупов после наводнения было обнаружено настолько много, что для их перевозки властям пришлось привлекать рефрижераторы торговой сети «Магнит», которые привезли в город продуктовые наборы. Руководство «Магнита» подтвердило, что штаб ЧС привлёк их машины для транспортировки тел погибших, но это совершенно не означает, что счёт погибшим идёт на тысячи.

Другим «доказательством» огромных жертв стали фотографии со списками пропавших без вести, которые в центре города заполняли граждане. Они хоть и выглядели внушительными, но это совершенно не означает, что все значащиеся в них люди погибли. Ведь после наводнения в городе не работала сотовая связь, и люди не могли созвониться со своими близкими и дальними родственниками, многие потеряли жильё, и искать их по прежнему адресу было бесполезно.

Почему же утонул Крымск и можно ли было избежать этой трагедии? Эксперты признают: хоть причиной трагедии стали небывалые за последние несколько лет осадки, не обошлось здесь и без участия человеческого фактора, точнее – его безучастия. Причиной поглотившего Крымск цунами стала низкая пропускная способность реки Адагум. Судя по данным, которые мы обнаружили на сайте Федерального агентства водных ресурсов, последний раз противопаводковые мероприятия на Адагуме в районе Крымска производились в 2005 году. Причём эти работы, судя по всему, были символическими – их сметная стоимость составила 2,5 млн рублей. Это чуть больше, чем размер компенсации родственникам за одного погибшего…

Между тем, как отмечают эксперты, Адагум нуждается в капитальной уборке – расчистке от растительности, наносов ила и так далее, чего на реке не делалось уже как минимум 20 лет. Кроме того, свой вклад в затопление города внесла стихийная застройка берегов. Построенные без разрешений и согласований жилые дома и сараи сыграли не последнюю роль в столь резком подъёме уровня воды. Будут ли извлечены уроки из этой трагедии – покажет время.

Справка

Хроника наводнения глазами краснодарского корреспондента «Нашей Версии»

Первые сообщения из пострадавших районов начали поступать днём 6 июля. Часа в 3 дня позвонила родственница из Геленджика:

– У нас что-то страшное – сильный дождь уже несколько часов, по дороге бежит вода по щиколотку. Но главное – выключили свет. Почему и когда вновь появится, никто не знает. В «электросеть» дозвониться не могу – не берут трубку.

Спустя несколько минут пришли первые вести из информагентств – в Геленджике наводнение. Дозвониться на сотовый телефон родственницы не получается. Позже оказалось – подобные проблемы возникли практически у всех геленджикцев.

Между тем наступал вечер пятницы. Но настроение было какое-то совсем не пятничное, причём у всех. В соцсетях начались разговоры о том, чтобы помочь пострадавшим.

Часов в 10 вечера получилось вновь дозвониться до Геленджика. Двоюродный брат рассказал, что в центре города воды было по колено. Она стекала с гор вместе с грязью и мусором, на ходу цепляя всё, что плохо лежало. И этот поток сбивал с ног всех, кто рискнул погулять по вечернему городу.

Дело шло к ночи, а света всё не было. В некоторых домах пропала и вода. «А собственно, зачем она нужна, если полный подвал этой воды есть», – мрачно шутили геленджикцы. Постепенно в затопленном городе вырисовывалась новая проблема – из-за обилия звонков и разговоров о погоде мобильники исчерпали запас энергии. А зарядить их негде – электричества-то не было.

Родственники друга, отдыхавшие в селе Дивноморском (соседнее с Геленджиком курортное местечко), застряли.

«Вода отрезала выезд на трассу. С 18.00 вода прибывает, информации ноль, эвакуация не начинается. Мама с двумя детьми в панике, первый этаж полностью затоплен. Готовятся к худшему. Знакомые не могут попасть в город – въездные лужи можно форсировать только на грузовиках. К ночи стали вывозить людей на пожарных машинах. Правда, и вода перестала подниматься к тому времени».

Но желания и возможности звонить на курорт уже не было – пришли первые вести из Крымска. В городе ещё более страшное наводнение, чем в Геленджике.

Уже утром по Крымску поползли первые слухи – якобы на водохранилище открыли шлюзы. Руководство, мол, выбирало: что хуже – затопить Новороссийск или Крымск. Не повезло последним.

Попытки дозвониться в МЧС не увенчались успехом. Телефон молчал. Власти молчали. Только обездоленные жители пытались докричаться до чиновников, жителей других городов и районов – в Интернете, пересказывая подробности пережитого по телефону.

Вот тут-то «проснулись» и власти. Телефоны вдруг перестали ловить сигналы, некоторые блоги особо «разговорчивых» крымчан вдруг стали недоступны.

Официальная информация была скупа – наводнение, спровоцированное сильными ливнями. Но люди утверждали, что на них шла огромная волна. Разве дождь может спровоцировать такое?!

Людям требовались вещи (некоторые выскакивали из домов буквально в трусах), еда, питьевая вода. Мамы с малышами просили памперсы, пелёнки, смеси.

К счастью, жители края моментально откликнулись на эти призывы. В разных районах Краснодара совершенно незнакомые люди экстренно собирали посылки для крымчан. В затопленный город потянулись вереницы машин – «Газели», «Волги», джипы, микроавтобусы, «Москвичи», миниатюрные «Дэу», – каждая забита под завязку. Проходя по улице, невозможно было не заметить, как из подъездов выходили люди, гружённые мешками с одеждой, выносили по пять и более 5-литровок с водой, упаковки памперсов.

Первые автопоезда поехали в затопленный Крымск после полудня в воскресенье. И отправлялись они, судя по активности в Интернете, каждый час.

Были ли в тот момент «государственные» помощники в Крымске? Наверняка. Но почему-то вернувшиеся из Крымска краснодарцы утверждали, что люди ждали именно волонтёров, простых людей. Именно от них в первые часы и пришла необходимая помощь. Многие оставались на все выходные в городе – помочь крымчанам, которые от пережитого шока стали словно живые зомби. Люди брали помощь, рассказывали, что произошло, но как-то механически, без эмоций. Многие постоянно плакали.

Один дедушка, беззвучно плача, постоянно твердил, что месяц назад купил в кредит стиральную машину. А наводнение её унесло. Остались только документы на неё и кредит.

Когда мы приехали в Крымск с очередной партией подгузников, мыла, воды, полотенец и продуктов, первое, что поразило, – полная разруха, грязь на улице и всего пара встреченных собак. Сбитые ограды, вырванные с корнем деревья, бордюры и даже светофор. Всё покрыто толстым слоем грязи.

Первые два дня были посвящены выяснению, кто выжил, где искать пропавших без вести, как хоронить погибших. Матери метались от больницы к моргу, ища потерянных детей.

И всё это время люди винили в своей беде власти. Хотя губернатор Кубани и заявлял неоднократно, что сброса из водохранилища не было, ему никто в разрушенном городе не верил. Приезжал Путин, трижды задал тот же вопрос Ткачёву и руководству гидроузла – кажется, поверил.

Но крымчане настаивали на своём – кто-то из земляков пустил слух, что спуск воды был. И ему поверили больше, чем официальным лицам.

Неверие людей властям сыграло злую шутку с жителями Крымска. В понедельник 9 июля Краснодарский край содрогнулся в очередной раз – «на Крымск идёт вторая волна наводнения».

Со слов местных, им об этом сказали шёпотом спасатели. Не став рисковать жизнью, крымчане спешно погрузили спасённые остатки имущества в уцелевшие машины и поехали прочь из города. Желающих спастись было так много, что на выезде из города образовалась пробка. Сотни автомобилей беспомощно стояли на дороге. Скорость передвижения была минимальная – 7 километров проезжали за 2 часа. Машины то и дело обгоняли пешеходы с нехитрыми пожитками. Все бежали к «самолётам» (памятник на возвышенности).

В Краснодаре тем временем сбор помощи пострадавшим застопорился – куда везти, кому? Звонки крымчанам ясности не вносили – кто-то уже ходил по воде, кто-то бежал прочь из города, некоторые и вовсе не отвечали. Телефон МЧС привычно молчал.

Только к вечеру выяснилось, что снова виноваты во всём слухи. Сейчас, спустя неделю после трагедии, стало лишь немногим спокойнее.

Почти все жители пострадавших районов получили помощь. Их одели и накормили (в первые два дня после наводнения несколько краснодарских семей практически постоянно готовили горячую еду для крымчан – каши и мясо. Наполняли огромные чаны и, укутав фольгой, передавали в руки тех, кто отвозил и раздавал пищу на улицах Крымска). Сейчас в списках необходимого уже нет одежды, памперсов, питания для детей. Главное – расчистить завалы, отмыть дома, вылечить последствия полученных в ночь трагедии травм. Нужны лопаты, вёдра, грабли, а главное – физически крепкие и морально устойчивые люди, потому как работать среди разбросанных по огромной территории вещей, трупов животных тяжело.

Людям по-прежнему необходима помощь психологов, врачей. Им надо вернуть веру в себя, доверие к властям. Ведь надо дальше жить И верить кому-то тоже надо. Иначе как?

Егор Перов

Источник: http://versia.ru/articles/2012/jul/16/volna_na_unichtozhenie

Источники материала
Есть что сообщить по данной теме? Свяжитесь с редакцией hello@moment-istini.com
Приемная редакции «Момент Истины» работает 24/7
Написать письмо
Колумнисты
Сейчас читают

Новости