История, как известно, штука коварная. Вроде бы посчитал, что она все забыла, а нет — возьмет и напомнит. Особенно это касается времен не очень давних, сохранившихся в различных письменных источниках. И не скажешь, подобно девушке из анекдота — не помню, значит не было. Ты, можешь и не помнить, но ведь было. И доказательства — вот, пожалуйста.
Поговорить я сегодня хочу о так называемом Константинопольском патриархате и соответственно о его же патриархе. Возможно я и написал бы слово патриарх с большой буквы, но увы, все его деяния не заслуживают не то, что большой буквы, а и просто упоминания рядом титула — Патриарх!
Так вот, Стамбульский патриарх, точнее даже Фанарский, назвать его Константинопольским язык не поворачивается, да и нет сейчас Константинополя, и в самом Стамбуле он маленькую улочку занимает, решил, что все и всё забыли, что исторические документы утонули в Лете, и он может творить всё, что взбредет в его голову — голову офицера турецкой армии и гражданина Турции. Это, первый, маленький, но важный момент.
Глава Константинопольской церкви, как небезызвестный Остап Бендер —
В свете всего вышесказанного вытекает и еще один забавный момент. Константинопольская православная церковь или как они себя сами называют — Вселенский патриархат Константинополя — первая в диптихе (первая по чести) автокефальная православная церковь. Вот только возникает вопрос — а на каком основании? То есть кто, когда и на каких основаниях сделал ее «самой главной»? Особенно учитывая, как я отметил чуть выше, что государство на территории которого они располагаются их таковыми, не признает. И вопрос на самом деле не праздный.
После завоевания османами Константинополя в 1453 году патриархат, пусть на короткое время, но был упразднен. Да, потом его восстановили, но можем ли мы в этом случае говорить о том, что они имеют право на первенство? Учитывая, что восстановили его в виде миллета.
Кстати с этой точки зрения очень интересна позиция в отношении и Александрийской православной церкви, которая после завоевания арабами Египта фактически прекратила свое существование и только через почти 90 лет при поддержке Византийского императора они опять получили патриарха. Правда тут тоже все не просто так, и их заигрывание с Римским папой привело к тому, что они подписали Флорентийскую унию. Так что вопрос их Православной легитимности очень и очень спорный. Да, конечно в дальнейшем они ушли под юрисдикцию Константинополя, но все же все же.
Примерно такая же ситуация была и с Антиохийской православной церковью, и с Иерусалимской православной церковью. Особенно занятно то, что все три упоминаемые церкви в свое время очень серьезно поддерживались в том числе и материально Русской православной церковью, во многом благодаря личному участию в этом Ивана IV. Правда Иоанн Васильевич достаточно быстро разобрался в том, на чью мельницу льют воду турецкие греки и прекратил поддержку — слишком еретические вещи они говорили.
То есть, совсем формально даже в диптихе Константинопольского патриархата на первом месте должна идти Русская православная церковь — служение свое не прерывавшая.
Не менее важно, что для того что бы считаться Вселенским патриархатом, нужно как минимум являться духовным авторитетом для всех остальных Православных церквей. Но это, как минимум. Более важно, это признание остальными автокефальными церквями право Стамбульского патриархата руководить процессами, происходящими в Православных церквях. А они, этого права не признают. И, как я уже сказал, у них не только была прервана преемственность, но еще и вся их деятельность последние 400 лет, это деятельность, направленная на разобщение Православного мира. Точнее не разобщение, а включение православных церквей в зону своего влияния в виде епархий. Характерный пример Сербская Православная церковь. После падения Сербского государства Патриархат был упразднен, а церковь в Сербии управлялась фанарионскими епископами. В этой связи не удивительно, что многие вопросы Православия решались фанарионцами по согласованию с Высоким Диваном.
Но вернемся от далекой истории и теории во времена более близкие. В
Верные золотому тельцу и желанию стать единственными на православном поле, Стамбульские сидельцы выпускают томос об отстранении от управления Российской православной церковью патриарха Тихона и поддержки обновленцев.
Естественно средства, собираемые в обновленческих приходах, тут же стали отправляться в Константинополь. Для
Определенное затишье сохранялось вплоть до
Почему я упоминаю американцев? Не очень грамотные люди постоянно пытаются выдать противостояние Стамбульского патриархата с Московским за противостояние Константинополя и Москвы. Это не совсем корректно. Вся Фанарская паства это несколько тысяч человек (священники и члены их семей) так или иначе обеспечивающих работу турецкого офицера. Основная часть прихожан, которые и финансируют (не считая турецкого правительства) деятельность Варфоломея, это прихожане американских (в первую очередь США) храмов. Да и определенные структуры правительства США не против внести свою лепту в уничтожение Православия. Тут не лишним будет напомнить, что США страна в основном протестантов, и тех же президентов католиков было всего два. Соответственно и противостояние выстраивается по линии Россия — США! И никак иначе.
Я никогда не скрывал своего отношения к никонианам — их вина в уничтожении истинного Православия сложно оценима, а желание на всем сделать бабки, такое впечатление что прописано на генетическом уровне. Да и какое дело староверам до еретических организаций, особенно Константинопольской.
Но вот ведь какой момент надо учитывать. Именно через эту организацию, громко именующую себя Вселенским патриархатом спецслужбы государств, никогда особо и не считавшиеся нам дружескими проводят откровенно враждебную России политику.
А это, как говорится, совсем другая история.
Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.