Курс валют:
USD 92.5919   EUR 100.2704 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

Бекмамбетовская клюква. О фильме «Девятаев»

Дата публикации: 12.05.2021
Автор: Мельников Антон,
Редактор: Островский Николай
Бекмамбетовская клюква. О фильме «Девятаев»

Как писал В. И. Ленин «… для нас важнейшим является кино». Мало кто помнит контекст этой фразы, сказанной в разговоре с Максимом Горьким, а ведь суть там совсем простая. В малограмотной стране наиболее значимым способом донесения информации становилось кино. То, что покажут в кино, то и будет восприниматься как правда. Не забывал при этом, он, правда, и про цензуру: «конечно, цензура всё-таки нужна.». Вот и мне сейчас, как никогда, кажется, что цензура на фильмы, посвященные Великой Отечественной Войне, а по большому счету и вообще нашей истории — нужна. Именно цензура, в своем первоначальном значении — censura -взыскательная критика. Особенно, если на эти фильмы еще и государственные средства тратятся.

Как правило, после выхода очередного «шедевра» на тему Великой Отечественной Войны хочется плеваться. Наверное, это особый талан испоганить не только подвиг людей, но и саму память об этом подвиге.

Банальный вопрос, но почему Советские фильмы о войне, ты смотришь и веришь и фильмам, и актерам в них снимающимся, а современный ширпотреб ничего кроме брезгливости (это если мягко говорить) не вызывает? Может быть потому, что тогда актеры действительно вживались в роль, а сейчас тупо отрабатывают съемочную смену? Глядя на современных актрисулек пытающихся показать тяжелую жизнь девушки на войне, как-то сомневаешься, что вот эта «красавица» с макияжем, ухоженными ногтями и ботексными губами действительно фронтовичка. Примерно тоже самое и с актерами. Одни и те же, уже успевшие надоесть в многочисленных сериалах и боевичках и так же с хорошим макияжем на ухоженных руках. Хотелось бы реально посмотреть на их руки после того, как они вскроют цинк и набьют пару автоматных рожков, перед этим еще часа два-три покопают саперной лопаткой мерзлую землю. Почему в фильме «Они сражались за Родину» веришь и сюжету, и игре актеров? Может быть потому, что Сергей Федорович Бондарчук, режиссер и автор сценария фронтовик? Может быть потому, что и Юрий Владимирович Никулин, и Иван Герасимович Лапиков, и Иннокентий Михайлович Смоктуновский и многие другие актеры либо сами были участниками войны, либо из того поколения, которое войну застало? А может и потому, что Профессионализм заставлял их работать с полной отдачей? Но скорее всего тут все эти факторы имеют решающее значение. И фильму веришь! А вот современным — нет! После просмотра современных «Сталинграда», «Истребителей», «Т-34», «Несокрушимого» и т. п. на душе остаётся пакостное чувство, будто бы в неё, эту самую душу, сценаристы, режиссёры, операторы и актёры самым издевательским образом наплевали. Есть, конечно, исключения — «Брестская крепость», «28 панфиловцев», еще несколько, но это, повторюсь — исключения.

Венцом, если хотите, бесстыжести стал, конечно же «Девятаев». Причем бесстыжести в кубе! Почему в кубе? Объясняю. Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев, действительно совершил Подвиг — побег из концлагеря на самолете по-другому это и назвать нельзя. Подвигом можно считать и то, что после войны он сумел не только найти себя в мирной жизни, но и стать испытателем, а потом и капитаном «Ракеты» — одного из первых советских судов на подводных крыльях. Есть такое, ставшее расхожим выражение «жизнь как подвиг», вот это про него! Несколько документальных фильмов, повесть, две автобиографические книги, это все Михаил Петрович. Действительно, если и снимать фильмы про героев, так именно про таких. Причем, в этом случае самое важно не только не отклоняться от исторической правды, но еще и постараться донести всю глубину того, через что пришлось пройти этим людям. Что же мы видим на выходе? А видим — лубок! Вернее, даже, типичные Бекмамбетовские приемчики которые он успешно использовал в своих «Дозорах», «Особо опасен» или «Черной молнии». Собственно, набор картинок и компьютерной графики. Ни один его фильм, ну может быть за исключением самого первого — «Пешаварского вальса» — не несет ни одной мысли. Точнее даже не мысли, а желания задуматься над сюжетом, над тем что происходит с героями, почему это стало возможным и так далее.

Позволю себе высказать вот какую мысль. Если человек изначально цельный, без червоточинки — его сложно свернуть с того пути, который он выбрал. Больше того, правда для него будет являться одной из важных и базовых ценностей. Это особенно значимо в искусстве, и вдвойне, когда искусство касается сложный и очень болезненных для общества тем. Таким, как я уже сказал, был его первый фильм «Пешаварский вальс». Многие знакомые афганцы очень высоко отзывались об этом фильме. Но несмотря на то, что фильм получил несколько престижных наград, денег он режиссеру не принес. Именно после этого, на мой взгляд, та самая червоточинка которая в нем была и дала о себе знать. Может быть прозвучит резко, но, по моему мнению, случись самому Бекмамбетову оказаться на оккупированной территории, он скорее всего пошел служить полицаем.
Но вернемся к «Девятаеву».

Как я уже отметил, в таких фильмах надо максимально точно следовать исторической правде. Что же видим мы? Во-первых, это введение в сюжет нового персонажа, якобы друга детства героя, который стал предателем и на «контрасте», с которым, по мнению Бекмамбетова хорошо может раскрыться главный герой. И вот тут, как мне кажется, проявляется первое бесстыдство режиссера: «Это фильм про способность совершать подвиги и попытки прощать ошибки друзей. Нам абсолютно не хотелось лезть в общественно-политический контекст картины. Это фильм про двух друзей». По каких друзей? Никакого подобного друга у настоящего Девятаева не было, тем более он не мог с ним встретится в лагере. Так для чего же на самом деле нужен этот персонаж. Да все очень просто. У нашей «околокультурной интеллигенции» в последние годы просто какая-то мания выставлять мерзавцев и предателей — «сложными и запутавшимися людьми», которых надо «понять и простить». Пятнадцать лет назад, после долгой работы с архивами я написал книгу «Цена Измены» о работе сотрудников органов Государственной безопасности по поиску нацистских преступников. В основу книги была положена история палача Юхновского. Тварь (другого слова у меня нет) редкостная. На его руках кровь тысяч мирных жителей (это только доказанное). Но вот, через некоторое время появляется целый сериал, посвященный ему, в котором это, вдруг предстает, таким несчастным, запутавшимся «человеком», которому, по мнению авторов, можно даже посочувствовать… Очень хотелось, когда этот сериал вышел, сказать авторам — а вы материалы его дела смотрели? Вы документальные фотографии его зверств видели? Вот эта тенденция на если не реабилитацию, то «понимание и прощение» нацистских преступников — напрягает! Именно поэтому и появляется в сценарии Ларин. Эдакий симпатичный предатель, не плохой, но просто попавший в ситуацию. За красивой картинкой, достаточно простая мысль — если предал Родину, то это ничего, ты всего лишь оступился, это ведь всего лишь вопрос прощения. Вот именно эту обернутую в красивую обертку конфетку нам и пытаются подсунуть. И ничего удивительного в том, что еще несколько лет назад, школьник из Нового Уренгоя, в Бундестаге рассуждал о «невинных» солдатах вермахта.

Во-вторых, фильм снят на Государственные деньги. А, следовательно, государство в лице Минкульта должно было жестко отслеживать и цензурировать все что происходит в фильме. И вот тут возникает вопрос, а насколько глубоко проникли в структуры власти эти самые любители все забыть и всех простить? Как может Государство в лице своих чиновников поощрять подобное? И не пора ли, начать задавать вопросы тем, кто пропускает подобное на широкий экран? Как говорится: «у каждой аварии есть имя, фамилия и должность». Так вот, когда уже начнем эти ФИО называть и должностей лишать, причем не просто лишать, а с возмещением понесенного вследствие их действий ущерба? И как себя должен чувствовать Сергей Кожугетович Шойгу, который, говорят помогал в организации съемок, когда увидел то, что снял Бекмамбетов? Понятно, что он дал команду помочь, и ее исполнили. Понятно, что он не читал сценария, на это у него просто нет времени, но каким мерзавцем надо быть, чтобы подставить человека тебе доверяющего? Впрочем, о червоточинке у Бекмамбетова я уже писал.

И третье. Мне совсем непонятна позиция сына Михаил Петрович Девятаева. Как он мог, допустить что его отца превратили в то, против чего он и боролся? Книгу «Побег из ада» я читал ещё когда служил. Не думаю, что его сын не читал ее, как и книгу «Полет к Солнцу». Зачем ему нужно издевательство над памятью отца? Как он мог (если это правда) согласится с тем, что роль Девятаева будет играть Прилучный? Такой пухлощекий мальчик с татуировкой и отсутствием актерского таланта. Кстати, напомню, по словам самого Михаила Петровича при побеге из концлагеря он весил 40 килограммов. Не хотелось бы думать, что в данном случае бабло побеждает. Не хотелось бы.

Повторюсь. Государству, если оно хочет продолжать существовать, необходимо крайне тщательно подходить к финансированию подобных проектов. А если уж выделять финансирование, то очень пристально смотреть за содержательной частью. Как, впрочем, и очень серьезно думать, когда дают Государственные деньги тем, кто уже давно и системно работает на наших противников.

Конечно фильм «Девятаев» не станет культовым у нашего зрителя, он даже в прокате не отобьет затраченные на его производство деньги. И зритель по-прежнему будет бесконечно пересматривать «В бой идут одни старики». Как, к примеру, вместо «Т-34» — «Жаворонок», пусть и черно-белый, пусть и без компьютерной графики, но фильм настоящий — где герои, это герои. А если и совершают ошибки, то предателями не становятся.

И еще. Когда уже зажравшимся и обалдевшим от своей безнаказанности «деятелям культуры» дадут по их загребущим ручкам? До каких пор, эта власовская сволочь будет промывать мозги нашему подрастающему поколению, пытаясь сделать из них подобие себя? Мне кажется уже давно надо дать им по самому больному их месту — бабкам, просто прекратив их финансирование!

И хватит уже извращать историческую правду!

Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.

Автор материала
Источники материала
Есть что сообщить по данной теме? Свяжитесь с редакцией hello@moment-istini.com
Приемная редакции «Момент Истины» работает 24/7
Написать письмо
Колумнисты
Сейчас читают

Новости