Курс валют:
USD 93.2918   EUR 99.5609 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

Давайте жить дружно

Дата публикации: 03.11.2022
Автор: Черячукина Евгения,
Редактор: Островский Николай
Давайте жить дружно

Сегодня у меня в гостях Жанна Викторовна Страшко, медиатор, куратор АНО НИИ СЭМ в Санкт-Петербурге. Жана Викторовна второй раз приходит ко мне на интервью. В прошлый раз мы с ней говорили о том, как она пришла в медиацию.В этот раз мы решили обсудить с ней, где возможно применить медиацию.

Ж. В.: Не буду скрывать, несмотря на то, что по специальности я юрист, и судебные споры, тяжбы — это мой хлеб насущный, считаю, что не все споры возможно разрешить в суде.

Е. А.: Жанна Викторовна расскажите нам какие же споры лучше всего разрешать в рамках медиации?

Ж. В.: Обобщая, я бы сказала, что медиация необходима там, где истина не очевидна, где важно сохранить отношения между сторонами, где исход спора не очевиден, где стороны понимают, что каким бы ни было судебное решение, результат их все равно не устроит.

Конечно, это прежде всего семейные споры. Это споры о разделе совместно нажитого имущества, споры об определении места жительства ребенка, о порядке встреч с ребенком отдельно проживающего родителя, споры о разделе имущества между наследниками и другие. Я назвала те споры, которые в силу эмоций мешают сторонам договориться, а принимаемые судебные решения по ним не всегда соответствуют их ожиданиям. И тогда какой же выход? Естественно, медиация.

При этом медиация является альтернативным способом урегулирования конфликта, она может применяться как вместо судебного спора, так и наряду с ним. В случае, если медиация проводится по делу, уже находящемуся на рассмотрении в суде, результатом проведения медиации может стать заключение сторонами мирового соглашения.

Важно помнить, что медиатор является нейтральной стороной, у него нет задачи примирить стороны конфликта, либо найти за них его решение.

Е. А.: Жанна Викторовна, тогда возникает вопрос, а что же делает медиатор, если он нейтрален?

Ж.В.: Медиатор по семейным вопросам выслушивает каждого из супругов, их пожелания, их претензии, с помощью открытых вопросов помогает им взглянуть на ситуацию с разных сторон, помогает им услышать друг друга, понять интересы другого.

В нашем обществе до сих пор обсуждается вопрос об обязательности введения досудебной семейной медиации. Много сторонников — такая процедура поможет снизить нагрузку на суды, а возможно и примирить супругов, особенно в том случае, когда другой возражает против развода. Другие говорят, что в нашей стране это будет работать только тогда, когда повысится правовая культура людей, так как сейчас при наличии возможности обратиться к медиатору для разрешения семейного конфликта обращаются к медиации единицы.

Е. А.: Как вы считаете медиация по семейным спорам должна быть обязательной?

Ж.В.: Я считаю, что принятие изменений, предусматривающих обязательность досудебной семейной медиации необходимо. Прежде всего это необходимо супругам. Участие медиатора позволяет им избавиться от негативных эмоций, снижает накал страстей, помогает понять сторонам, что будет, если они пойдут в суд, если попробуют сами разрешить конфликт или разрешить его с помощью медиации. Отвечая на вопросы медиатора, стороны начинают думать о том, а что будет дальше, смогут ли они сохранить отношения? В каком виде? Какой результат они получат? Устроит ли он их?Медиатор приходит туда, где он нужен.

Но многие, к сожалению, не знают о таком способе разрешения конфликтов, а если и слышали, то сомневаются в его эффективности. Поэтому и нужна помощь со стороны законодателя.

Когда ко мне обращаются за консультацией, как к юристу, узнав запрос, и поняв, что этот спор является медиабильным, я сразу предлагаю разрешить конфликт в рамках проведения процедуры медиации.

Расскажу случай из своей медиативной практики. Ко мне обратился молодой человек с запросом на юридическое сопровождение развода, раздела совместно нажитого имущества и определения места жительства несовершеннолетних детей. Сразу по кругу вопросов понятно, что данный спор лучше всего урегулировать в рамках медиации. Что я и предложила. Объяснила преимущества, рассказала принципы медиации (нейтральность медиации, конфиденциальность, добровольность, равноправие). Молодой человек согласился, связалась с его супругой. Провела медиацию, причем в ходе ее проведения супругами были подняты такие вопросы, как самореализация, развитие, профессиональный рост, цели каждого.

Стороны понимают, что медиатор присутствует для них, чтобы помочь сторонам увидеть все свои возможности, помочь им понять, что они могут сделать в сложившейся обстановке. Конечно, всегда важно выяснить, почему стороны не смогли договориться самостоятельно, важно понять причину. В данном случае выяснилось, что супруги не слышали друг друга, не понимали, что они просто разные, поэтому на одни и те же факты они смотрят по-разному, из-за чего и возникают конфликты.

В результате проведенной мной процедуры медиации стороны смогли сами урегулировать волнующие их вопросы и пришли к договоренностям.

Они остались довольны как самим процессом проведения процедуры медиации, так и достигнутыми соглашениями.

Е. А.: Какой был подписан документ между сторонами, после проведения процедуры медиации?

Ж.В.: На основании достигнутых договоренностей, мной был подготовлен проект медиативного соглашения и отправлен сторонам на согласование. Когда же я на следующий день позвонила узнать, есть ли замечания у сторон по проекту соглашения, я услышала, что они передумали разводиться, после проведенной медиации они поняли, в чем причина их конфликтов и приняли решение восстановить семейные отношения, уважительно относиться к интересам и целям друг друга, помогать и поддерживать друг друга в их достижении.

По-моему, это яркий пример необходимости введения досудебной семейной медиации.

При чем у меня, как у медиатора, не было цели помирить стороны. Просто в ходе проведения медиации, в том числе в ходе проведения индивидуальных бесед медиатора с каждым супругом, они осознали, что они просто разные, по-разному относятся к одним и тем же обстоятельствам, осознали, что у каждого есть важные для них интересы, в том числе их дети.

Очень приятно наблюдать за сторонами, когда они рассказывают об интересах и привычках своих детей, они преображаются, забывают про свои обиды друг на друга, объединяются, негативные эмоции уходят, они становятся более внимательными друг к другу. Мне, как медиатору, приятно видеть такие результаты. Приятно чувствовать себя причастной к восстановлению семьи, к урегулированию конфликта.

У меня образ медиатора — это образ Кота Леопольда. И закончить наше интервью я хочу его известной фразой: «Ребята, давайте жить дружно!»

Жанна Викторовна, спасибо что рассказали о возможностях применения процедуры медиации на примере вашей медиативной практики. Живые примеры всегда интереснее читателям, чем сухая теория. И конечно жду Вас в гости с интересными рассказами из Вашей медиативной практики.

Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.

Автор материала
Источники материала
Есть что сообщить по данной теме? Свяжитесь с редакцией hello@moment-istini.com
Приемная редакции «Момент Истины» работает 24/7
Написать письмо
Колумнисты
Сейчас читают

Новости