Бывший полковник МВД Дмитрий Захарченко, отбывающий 16-летний срок за получение взяток на сумму 1,4 миллиарда рублей, уже почти год ведет настойчивую битву за право отправиться на специальную военную операцию (СВО). Несмотря на отсутствие официальных отказов от Министерства обороны и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), чиновники не заключают с ним контракт, ссылаясь на неопределенное "запретное" распоряжение. Захарченко решился на крайний шаг — направил обращение к президенту России и верховному главнокомандующему Владимиру Путину с просьбой разобраться в ситуации.
Дмитрий Захарченко, осужденный за коррупцию на 16 лет и лишившийся активов на 9 миллиардов рублей, уже отбыл половину своего срока. В сентябре 2023 года он впервые обратился с просьбой заключить контракт на участие в СВО, спустя месяц после получения дополнительного приговора Пресненского районного суда Москвы. Захарченко просил дать ему возможность "быть полезным родине и максимально применить свой опыт и знания на благо государства".
Несмотря на заявление и уведомление о включении в кадровый список кандидатов для заключения контракта с Минобороны, представители военного ведомства неоднократно заключали контракты с другими осужденными, оставляя Захарченко вне процесса. На встречи с Минобороны его не приглашали, а очередная попытка поговорить с представителями военных обернулась изоляцией за нарушение внутренних распорядков.
Позиция ФСИН остается неизменной: никаких препятствий для отбора Захарченко нет. Тем не менее, налицо бюрократическая тягучка. Захарченко обращается к закону от 23 марта 2024 года, регламентирующему порядок заключения контрактов с осужденными, и не видит оснований для отказа. Минобороны, со своей стороны, также заверяет, что никаких преград для заключения контракта нет.
Защитник Захарченко, адвокат Валерия Туникова, заявляет, что представители военных подтверждают востребованность таких специалистов, как ее клиент. Однако, несмотря на усилия и личные приемы, бюрократическая машина продолжает буксовать. Никто из представителей пенитенциарной системы и военных не дает внятных объяснений.
Со времени подачи заявления Дмитрием Захарченко и до сегодняшнего дня ИК-5 часто посещают рекрутеры местного военкомата. На прошлой неделе туда приезжали представители московского пункта отбора и подписали контракт с четырьмя москвичами. Такие визиты происходят несколько раз в месяц, однако Захарченко не допускают к участию, рассказала адвокат Туникова.
По мнению адвоката Туниковой, военные и сотрудники колонии устно сообщают Захарченко, что его не включают в отбор из-за некоего указания от спецслужб, однако никаких конкретных имен не называют и письменных объяснений не предоставляют.
К тому же, у Захарченко могут возникнуть проблемы из-за третьего уголовного дела о коррупции, которое было возбуждено в Москве ранее первых двух, но до суда пока не дошло. Хотя, по закону, даже в таких ситуациях уголовное преследование должно приостанавливаться, если обвиняемый решит отправиться в СВО. В случае получения наград за боевые заслуги дело подлежит прекращению, а судимости должны быть сняты.