Бывшему замначальнику управления «К» Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ России, Дмитрию Фролову, который был обвинен в получении многомиллионных взяток, был вынесен приговор. 4 июня Московский гарнизонный военный суд присудил ему шесть лет колонии. Но интересно, что статью, по которой он был обвинен, переквалифицировали на более мягкую — мошенничество. Фролов уже провел пять лет в СИЗО, поэтому его освободили из-под стражи в зале суда. Его соучастнику по делу, банкиру Георгию Шкурко, назначили четыре года и восемь месяцев колонии, также освободив его в зале суда. Эксперты, считают решение суда удивительно мягким, так как взяточников редко оставляют на свободе или снижают им наказание.
Но поскольку основное преступление было переквалифицировано, возникает вопрос: что это значит для Фролова? Изначально оба фигуранта были обвинены во взяточничестве — по материалам следствия, Шкурко заплатил Фролову более 87 миллионов рублей за покровительство. Но в день оглашения приговора стало известно, что составы преступлений были изменены: Фролову вменили мошенничество, а Шкурко — покушение на дачу взятки. Интересно отметить, что за месяц до этого прокуратура требовала для них обоих наказание по статьям о взяточничестве в особо крупном размере — 14 и 11 лет лишения свободы соответственно.
В прокуратуре Фролова арестовали 25 апреля 2019 года, в тот же день его отправили под стражу. Согласно версии следствия, Фролов, руководивший банковским отделом управления «К», получал ежемесячно до 150 тысяч евро от Шкурко.
Судья Константин Селезнев огласил приговор: Фролову назначили шесть лет лишения свободы, основное наказание считается отбытым, меру пресечения отменили и освободили его из-под стражи в зале суда. Бывшего сотрудника ФСБ лишили звания полковника запаса и назначили штраф в размере 700 тысяч рублей. Кроме того, суд решил вернуть Фролову изъятые вещественные доказательства, включая 1 миллион 360 тысяч рублей, 2700 долларов, пять наручных часов, запонки «Фаберже», погоны подполковника и полковника, а также четыре слитка золота массой 20 грамм и 2 грамма. Суд также снял арест с его виллы в Италии.
Шкурко был приговорен к четырем годам и восьми месяцам колонии, это наказание также считается уже отбытым, и его тоже освободили в зале суда.
Прокурор Милана Дигаева заявила после заседания суда, что приговор может быть обжалован.
В 2024 году с Фролова сняли обвинение в мошенничестве в особо крупном размере по еще одному эпизоду дела. По мнению следствия, силовики вынудили двух совладельцев компании «Юрпромконсалтинг» отдать им 49% доли в компании, и ущерб от их действий оценивался почти в 700 миллионов рублей. Это дело было прекращено из-за истечения срока давности.
Их бывший коллега, самозваный «чекист-миллиардер» Кирилл Черкалин, «сдал» всех фигурантов, заключив сделку о мошенничестве в рамках своего уголовного дела. В 2021 году его приговорили к семи годам колонии строгого режима за взяточничество и мошенничество.
Некоторые эксперты отмечают, что Фролову назначили минимальное наказание по статье о мошенничестве. Согласно сюжету дела, его действия не очень похожи на мошенничество, и переквалификация взятки на мошенничество возможна только в том случае, если обвиняемый сможет доказать, что принял деньги, но не собирался предоставлять услуги.
Наказание по статье о взяточничестве предусматривает от восьми до 15 лет лишения свободы. Некоторые эксперты полагают, что из-за распространенности такого состава преступления среди силовиков и других сотрудников правоохранительных органов следует ужесточить наказание, чтобы обвиняемые отбывали более долгие сроки за свои преступления.
Адвокаты отмечают, что переквалификация взяточничества на мошенничество — практика, применяемая судами уже давно, но не так часто. При этом Татьяна Завьялова, член ассоциации юристов России, указывает, что если бы Фролова обвинили в взяточничестве, его бы не отпустили в зале суда. Она также напоминает, что сроки давности установлены для всех составов статей УК, и варьируются в зависимости от тяжести конкретного преступления.
В 2023 году суды вынесли более 22 тысяч обвинительных приговоров по коррупционным делам, а количество осужденных по статьям о мошенничестве в 2023 году составило 27,3 тысячи человек, что на 4 тысячи больше, чем в 2022 году.