Курс валют:
USD 92.5919   EUR 100.2704 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

Этно-историческое, социально-политическое исследование «Российская Национальная Идея»

Дата публикации: 20.02.2023
Автор: Гонжаленко Андрей,
Редактор: Островский Николай
Этно-историческое, социально-политическое исследование «Российская Национальная Идея»

Аннотация:

На наших глазах Мир сходит с ума – экономические кризисы и эпидемии бесконечно сменяют друг друга, войны и революции, нетерпимость и погромы охватывают целые континенты. Народы отказываются от своей истории и культуры. Моральное разложение, ненасытное потребительство товаров и удовольствий становятся новой религией. Что будет с Россией? Давайте попробуем разобраться, куда уходят наши корни и каковы исторические особенности России. Давайте попробуем ответить на вопрос, кто мы такие и сформулировать нашу национальную идею, наш образ будущего.

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ.

Куда уходят наши корни? В чём цивилизационные особенности России? В какое будущее движется наш многонациональный народ?

На наших глазах Мир сходит с ума  - экономические кризисы и эпидемии бесконечно сменяют друг друга, войны и революции, нетерпимость и погромы охватывают целые континенты. Народы отказываются от своей истории и культуры. Моральное разложение, ненасытное потребительство товаров и удовольствий становятся новой религией.

Что будет с Россией? К чему мы стремимся, и на что мы способны?

Мы обязаны сформулировать свою национальную идею, мы должны, наконец, чётко заявить сами себе – во имя чего мы живём. Нам нужен образ будущего, как общая и великая цель. Без ясной цели – мы будем просто блуждать среди чужих народов и чужих интересов. Без проекта собственного будущего – мы обречены стать  сырьём для реализации чьих-то планов.

Россия – это множество национальностей, сплочённых в один народ, вопреки усилиям внешних завистников, столетиями пытающихся разрушить нашу огромную страну. Почему единство россиян и русского мира – это гарантия нашего будущего? Почему только вместе мы – сила? Для ответа на эти вопросы нам необходимо понять своё прошлое. Понять, почему Российская цивилизация и на духовном, и на бытовом уровне имеет уникальные особенности, генетически укоренившиеся в ментальности нашего народа, в самих наших душах.

Общинность.

Главная отличительная особенность российских просторов со времён первых праславян – это обусловленная географией, климатом и почвами низкая производительность и высокие риски в сельском хозяйстве. Именно сельское хозяйство более 10 тысяч лет являлось основой жизнедеятельности человеческих социумов, вплоть до ХХ века. Малый прибавочный продукт в сельхозпроизводстве заставил наших предков отказаться от конкурентной борьбы между семьями, соседями, родами и поселениями.

Высокие трудозатраты на минимум продукта приучили работать совместно, частые неурожаи привели поселения к централизованному распределению продуктов, а затем инвентаря, денег и даже воинской повинности. Так, снизу, выработался общинный дух россиян. И правители поддерживали этот дух сверху, так как понимали, что личная конкуренция и раздоры между селянами разорят и их самих, и государство. К тому же в российских условиях, когда нет зажиточных индивидуумов-фермеров, собирать налоги возможно только с общин, так как излишки можно заметить только в складочных продуктах общины, а не у частного земледельца, ведущего хозяйство практически на уровне минимального потребления его семьи. Общинный способ жизнедеятельности вмонтировал в гены нашего народа такие отличительные свойства, как ответственность за других, взаимовыручка, приоритет общественного над частным, а также обострённое неприятие чьей-то лени, эгоизма, хитрости и наживы. В то же время в Западной Европе, в благоприятных условиях земледелия, сложилось население зажиточных конкурирующих индивидуалистов, нацеленных на приращение и защиту личного благосостояния.

Универсальность.

Скудный прибавочный продукт земледелия на русской равнине не мог давать столько излишков, чтобы широко развивалось разделение труда, чтобы многие люди уходили в ремесленничество. Поэтому россияне в подавляющей массе были «мастерами на все руки», полностью самодостаточными в быту. Универсальные навыки породили в них универсальное мышление, соединяющее практичность и абстрактность, консерватизм и креативность. Но при этом Русь отставала технологически.

Первопроходцы.

Низкая плодородность земли заставляла наших предков из поколения в поколение расширять географию поселений и осваивать всё новые и новые территории. Поэтому у нашего народа в крови дух первооткрывателей и первопроходцев. Этот дух за тысячу лет сделал нас самой большой на планете, невероятной державой.

Интернациональность.

Благодаря своему общинному духу, русские – и правители, и простые люди – по-отечески относились к новым этносам, включаемым в российскую орбиту. Это наше уникальное качество: патернализм по отношению к судьбам соседних народов, да и мира в целом.

Централизация.

Всё то же отсутствие существенных излишков продукции не позволило сформироваться на Руси по-настоящему богатому и сильному классу феодалов. Поэтому наша раздробленность была не полной и не долгой: ресурсов для удержания власти хватало только на одного, всеобщего правителя. Прибавьте к этому огромные просторы расселения. Прибавьте к этому, что ради выживания государства  необходимо постоянно подавлять внутреннюю конкуренцию – и между поселениями, и между феодалами-наместниками. В перечисленных условиях самым естественным образом возникла очень жёсткая центральная власть и присущий ей  имперский дух. И народ ментально принимает такую власть уже полторы тысячи лет. Россия генетически живёт по воле правителя, а не по формальным законам. Но власть правителя признаётся россиянами лишь до тех пор, пока они верят в справедливость и нравственность правителя. Как только эта вера уходит, правитель подвергается презрению и осмеянию по всей социальной пирамиде россиян, и народ низвергает правителя – сначала из своего сердца, а потом и с престола, и из жизни. Такой общественный договор нельзя назвать ежедневной правовой демократией западного образца, но это точно демократия, «абсолютная» демократия российского типа. Таким образом, извечное «ручное управление» в России, когда правитель и народ взаимодействуют напрямую, без посредников-чиновников – это не признак отсталости, и даже не антикризисная форма управления – это инструмент периодической легитимации правителя, вынужденного постоянно показывать народу, что он думает о нём, знает его проблемы и трудится над улучшением его жизни. Ручное управление – это способ доказать населению, что правитель справедлив и нравственен, что он достоин быть правителем. Это прямая русская демократия, это наше конкурентное преимущество.  

Сверхмобилизация.

Короткое лето и переменчивая погода предполагают не только всего 1 урожай в год, но и хуже того – наличие лишь нескольких дней в году для самых важных сельских работ. Невозможность равномерного распределения трудовой нагрузки закрепила в поколениях россиян ярко выраженную способность к массовой сверхмобилизации, когда наступает необходимость, когда «грянет гром». Это способность к отречению от личных интересов, к массовому героизму – и в труде, и на войне, где коллективная жертвенная сверхмобилизация россиян близка к массовому трансу, подавляющему инстинкт самосохранения.

В этом один из секретов непобедимости россиян во всех без исключения решающих битвах и во всех экзистенциальных войнах на протяжении всей известной истории.

Осознанность.

С другой стороны, ярко выраженная сезонность занятости предоставляет большое количество свободного времени, измеряемого неделями и месяцами. Такая жизнь развила в наших предках склонность и способность к отвлечённому от быта мышлению. Нашими бесспорными национальными чертами являются: постоянный внутренний самоанализ, философское осмысление действительности, внимание к общемировым проблемам, неограниченный круг интересов.

Комплементарность.

Кроме суровой природы и доступных просторов, на ментальность россиян большое влияние оказало известное всем срединное положение нашей страны между двумя очень разными цивилизациями – Западной Европы и Кочевой Степи. С запада нам постоянно угрожали технологически продвинутые, дисциплинированные римским правом, подгоняемые верой в своё цивилизационное превосходство, носители принципов законности и потребления. С юго-востока на нас веками накатывали полудикие, многочисленные и крайне агрессивные племена, приверженцы вольной и простой жизни. Россияне научились не только побеждать таких разных противников, но и взаимодействовать с ними, смогли адаптировать свою ментальность, воспринимая наиболее комплементарные нашему народу особенности таких противоположных культурных кодов.

Оптимизм.

По многим направлениям от основной зоны формирования русского государства имелись обширные, но малонаселённые, или же совершенно необжитые территории. Необъятные просторы, свободные от чиновников, порождают дух вольницы: если уже нет сил терпеть князя, царя, или же секретаря обкома – всегда можно уйти подальше, на свободу. Даже гипотетическая возможность того, что в крайнем случае, можно уйти от всех проблем к новой жизни на новом месте, заложила в менталитет россиян мощный жизненный оптимизм. Мы твёрдо верим, что подходящий выход всегда найдётся, мы не склонны к отчаянию и унынию.

Пассионарность.

Возможность исхода на вольные окраины государства обеспечила  ещё одну уникальную особенность формирования российского менталитета. Наиболее пассионарные представители народа – самые смелые и предприимчивые переселенцы, или же самые недовольные властью и открытые бунтари, или же самые отчаянные купцы и идейные миссионеры – все они, покидая по разным причинам центральную часть государства, в итоге оставались в его составе и в его генофонде, занимая и осваивая прилегающие окраины. В следствии этого, россияне в целом значительно пассионарнее, чем их западные соседи. Дело в том, что остальные европейцы столетиями жили в жёстких рамках феодальных границ, расчертивших густонаселённую Западную Европу без всякого зазора для вольницы. А потому западноевропейские пассионарии, вместе со своими генами, полтысячелетия кряду уплывали колонизировать дальние берега – Америки, Африки, Азии.

Воля.

В силу этих же обстоятельств на окраинах России никогда не было крепостного права. По ходу истории доля крепостных крестьян от общего количества земледельцев в России менялась от максимума в конце XVIII века – около 50%, до минимума перед отменой крепостного права – менее 30%.

А в Западной Европе крепостное право было почти повсеместно и как правило, тотально распространялось на всё сельское население, а часто – и на городских ремесленников, и на работников мануфактур. Всё потому, что простым европейцам некуда было уйти от власти своих феодалов. Порабощение собственного населения началось там со времён Священной Римской империи ещё в VII веке.

С IX по XVI век крепостное право, и куда более жёсткое и бесчеловечное, чем в России, существовало в Англии, с X по XV век во Франции, с XI по XIX век в Германии. На территориях таких современных стран, как Голландия, Дания, Италия, Чехия, Венгрия, Австрия, Болгария, Польша – крепостное право также существовало ещё со времён раннего средневековья и было отменено лишь в конце XVIII – начале XIX веков.

На Руси крепостное право появилось только после воцарения Романовых, когда они пригласили ко двору «просвещённых» немецких и английских советников. И советники убедили русских правителей в эффективности западных «передовых технологий» закабаления населения. Крепостное право в России было установлено в 1649 году и просуществовало чуть больше двухсот лет – до 1861 года.

Это несравненно более короткий срок, чем в подавляющем большинстве западноевропейских государств, где крестьяне существовали рабами по пятьсот – восемьсот и даже тысяче лет. Всё это полностью опровергает навязываемый нам геополитическими противниками лживый миф о «рабском прошлом русских».

Новаторство.

Русский язык необычайно сложен семантически – большинство слов имеют очень многозначные смыслы, а также синонимически – схожие смыслы передаются широким набором разных слов. Это и следствие, и причина склонности к отвлечённому мышлению и оперированию неопределёнными категориями, особенно – долгими дождливыми или снежными вечерами – в силу крайне неравномерного распределения в году трудовой нагрузки. Такой язык и такое времяпровождение позволяют россиянам более быстро и более широко формировать новые смыслы и формулировать новые идеи, развивать новые области знаний. В России нет проблем с инновациями – есть проблемы с их практической реализацией, по причине того самого отсутствия в наших людях западной частнособственнической хватки.

Идейность.

Обратной стороной этого смыслового разнообразия является то, что для точного взаимопонимания между людьми, сословиями, регионами – необходима однозначная и общая для всех мировоззренческая платформа, позволяющая единообразно воспринимать и передавать смыслы происходящего. Именно поэтому России жизненно необходима объединяющая всё население идеология. Понятно, что исторически, на протяжении тысяч лет, только традиционные конфессии смогли стать такой духовно-нравственной платформой, объединяющей наш народ и нашу страну.  Отсюда генетическая приверженность россиян традиционным общечеловеческим ценностям. Поэтому мы никогда и никому не позволим разрушить наши моральные устои. 

Опираясь на такое духовное и кровное наследие предков, мы не станем рабами международных корпораций, мы не растворимся бесследно в глобальном замесе унифицированных особей без родины и памяти, без половой принадлежности, без веры.

Предназначение.

Сформулируем наши цивилизационные особенности.

  • Для всех российских этносов, проживающих вместе многие века, главным свойством стала общинность – коллективизм, взаимовыручка, самоотречение, массовый героизм.
  • Для россиян вопросы вселенского масштаба и поиски смысла бытия, стремление к справедливому мироустройству важнее, чем обыденные проблемы повседневной жизни. Общественная справедливость важнее личных невзгод.
  • В россиянах генетически укоренено мессианство – готовность даже в периоды собственных невзгод нести справедливость за пределы государства, и духовно, и делами помогая  попавшим в беду народам.
  • Тысячу лет расширяя свою территорию, Россия с уникальной добротой и пониманием относится ко всем новым этническим группам. Мы никого не поглощаем и не уничтожаем – духовное взаимообогащение и симбиоз традиций позволяют нам формировать свой единый народ.
  • Наши предки передали нам умение мирно и бережно адаптировать локальные культовые верования и повседневные обычаи тех многочисленных этносов, которые по ходу истории вливались в наши традиционные конфессии.
  • Находясь на стыке континентов, эпох и культур, наш народ хранит главные нравственные устои человечества, которые пронизывают всю нашу культуру, науку и религию, формируют наше мировоззрение и дают силы множеству поколений сохранять в веках духовную идентичность и национальный суверенитет.

Империя.

История однозначно доказала, что российская  национальная политика – самая эффективная. Все империи давно рухнули, а самая огромная, самая полиэтническая – Россия – уверенно смотрит в будущее. Россия, в отличие от остальных – это мировоззренческая империя, основанная на тысячелетних интернациональных принципах справедливости и нравственности. Такое стало возможным благодаря исключительным особенностям нашего менталитета, сложившегося в древней Руси, стоявшей у истоков империи. Не даром все нации в мире – это «кто?», а самоназвание «русский» – это «какой?». Пора признать, что «русский» – это ментальное состояние души, а не этническая принадлежность. Наши предки всегда ставили принадлежность к многонациональному имперскому народу выше, чем принадлежность к определённому этносу, к определённому племени, роду.  Даже морфология нашего слова «на-род», в отличие от других языков, прямо ставит интересы народа над родом и закрепляет приоритет социального над кровным.

Российский народ – это приоритет духовного над материальным, мирового над местечковым, национального над личным, традиций над поветриями. Такие свойства ментальности являются исчерпывающим описанием имперского самосознания нации. 

Национальная идея.

Российская ментальность неизбежно определяет нашу национальную идею, которая на коллективном подсознательном уровне уже давно сформирована и нуждается только в публичном признании:

«РОССИЯ – ИМПЕРИЯ ДУХА»

Наша национальная идея, ментальный фундамент нашей нерушимой державы заключается в том, что Россия и россияне осознают себя мировым гарантом общеконфессиональных и общеэтнических духовно-нравственных основ человеческой цивилизации.

Нам чужда имперская экспансия Запада, с его культом потребления и наживы. Нам не подходит имперский дух Востока, с его культом  фундаментального подчинения. И мы не позволим поработить нас империи Глобальных корпораций, убивающих исконные общечеловеческие ценности.

Имперское самосознание россиян является нравственно-мессианским, а отнюдь не завоевательным, оно имеет огромный созидательный и мобилизационный потенциал. Планетарный уровень мышления и духовность мировоззрения россиян – это наше главное национальное достояние, способное повести за нами другие народы мира. Наше мировое конкурентное преимущество, наша цивилизационная миссия в том, что Россия – ковчег, призванный спасти глубинные основы человека и человечества.

Поэтому нам необходимо сформулировать и общепринятый образ самосознания россиян: «Мы – хранители мирового духовного наследия». Качество жизни очень важно... но без духовного содержания – жизни вообще нет.

Будущее.

Ясно осознавая духовные основы нашего народа, мы можем также ясно представить образ Будущего, которое хотим построить и увидеть.

Мы, россияне, строим новый Мировой Интернационал – мироустройство, основанное на незыблемых принципах Нравственности и Справедливости. Только в таком мире мы сможем сделать Россию подлинно народным государством. А если не сможем – то нас уничтожат – и людей, и страну. Нас уничтожат геополитические противники, которые не разделяют эти цивилизационные принципы, противники, которые сотни лет мечтают поработить и разграбить нашу страну.

Чтобы выжили мы сами, чтобы выжили наши дети, мы должны построить Будущее, в котором не будет кланового капитализма, основанного на людоедском сращивании высших чиновников и олигархов, паразитирующих на общенародных ресурсах. В нашем будущем не будет монопольных монстров, пожирающих местных предпринимателей везде по России, куда только бросят свой жадный взгляд. В нашем будущем слово «элита» станет синонимом «патриота». В нашем будущем стремительно развивающиеся цифровые технологии будут находиться под контролем граждан, а не наоборот.

В нашем будущем никто не посмеет служить культу оголтелого потребления, никто не сможет насаждать половое безумие и яростную диктатуру всевозможных меньшинств, угодливо потакая капризам любой ненормальности, во имя лживого ультралиберального приоритета «Я хочу» над «Человеку должно».

Наше Будущее – не для «избранных», в нём подлинное народовластие. В нашем Будущем есть место для всех стран и для всех этносов, которые хотят сохраниться.

Провозглашения нашей национальной идеи и нашего будущего напряжённо ждут и граждане России, и множество народов за рубежом. Россия будет всегда.  Россия всегда будет Империей Духа. 

РОССИЯ – ИМПЕРИЯ ДУХА.

Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.

Автор материала

Российская Национальная Идея

Источники материала
Есть что сообщить по данной теме? Свяжитесь с редакцией hello@moment-istini.com
Приемная редакции «Момент Истины» работает 24/7
Написать письмо
Колумнисты
Сейчас читают

Новости