Курс валют:
USD 94.0922   EUR 100.5316 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

Госкомпания «Мелодия» владеющая правами на многие известные песни была продана за бесценок

Дата публикации: 06.03.2020
Редактор: Островский Николай
Госкомпания «Мелодия» владеющая правами на многие известные песни была продана за бесценок

В начале февраля этого года состоялась, казалось бы, не самая значительная сделка, если судить по ее сумме. Малоизвестная фирма «Формакс» стала владельцем наиболее известного отечественного музыкального лейбла — компании «Мелодия». А в собственности легендарного бренда находятся сотни тысяч записей советских песен. Сумма сделки составила всего 330 миллионов рублей. Это примерно равно стоимость двух зданий, в которых находится сама «Мелодия».

Что касается архива «Мелодии», то в нем содержится около 238 тысяч пленок. Это как музыкальные произведения звезд советской эстрады и российской исполнительской школы, включая Святослава Рихтера, Давида Ойстраха, Галину Вишневскую, Елену Образцову, Мстислава Ростроповича, так и выступления знаменитых поэтов и общественных деятелей, например Владимира Маяковского или Владимира Ленина. Здесь же выходили пластинки Анны Герман, Микаэла Таривердиева, Александры Пахмутовой, Булата Окуджавы, Андрея Миронова, Владимира Высоцкого и группы «Аквариум». Есть также детский каталог спектаклей и песен — например, озвученная звездами советского кино сказка «Али-баба и сорок разбойников», «Алиса в стране чудес», «Золушка», рассказывает пиар-директор «Мелодии» Карина Абрамян. На данный момент этот архив оцифрован примерно на 80%.

«Бренд „Мелодии“ очень узнаваем на Западе — они знают Юрия Гагарина, русский балет и „Мелодию“», — говорит Абрамян. На все эти музыкальные произведения у «Мелодии» смежные права на фонограмму, объясняет она. «Допустим, к нам приходит кинокомпания, которая говорит: „Нам нужна песня Муслима Магомаева „Свадьба““, — продолжает Абрамян. — Мы говорим: „Хорошо, смежные права наши, но там есть автор музыки и автор слов, которые к нам не относятся“. Дальше кинокомпания идет к наследникам, к авторским обществам и очищает авторские права. А нам платят только за смежные права».

До того, как компания была продана «Формаксу», ее единоличным владельцем было государство в лице Росимущества. Компания зарабатывает на сдаче имущества в аренду, лицензионных отчислениях и продаже дисков, винила. Например, компакт-диск Дмитрия Шостаковича от «Мелодии» продается на Amazon за 53 доллара. Выручка «Мелодии» за 2018 год — 40 миллионов рублей.

Государство в «Мелодию» не инвестировало, сетует Абрамян. Архив находился в здании на Карамышевской набережной, его регулярно уплотняли. Иногда в здании даже случались потопы, которые, правда, не затронули фонотеку. С другой стороны, «Мелодия» имела возможность тратить на себя все, что заработала. Перечисленная государству прибыль компании за 2018 год — полтора миллиона рублей.

С 2011 года компанию возглавляет Андрей Кричевский, который до этого работал в Российском авторском обществе (РАО), куда попал благодаря бывшему гендиректору Сергею Федотову — тот впоследствии был осужден за мошенничество в особо крупном размере на 1,5 года колонии, писала «Новая газета».

Вот как «Новая газета» описывала обстоятельства знакомства Федотова и Кричевского: «в офис РАО пришли выражать недовольство политикой нового руководства агенты с Северного Кавказа во главе с авторитетным бизнесменом Ахмедом Тагибовым. В поисках защиты Федотов обратился к своему знакомому, совладельцу компании „АНТИ“ Алексею Клевцову, который познакомил его с коллегой Андреем Кричевским. Вскоре Тагибов был задержан столичной полицией по подозрению в хранении наркотиков, а Андрей Кричевский отправился работать к Сергею Федотову».

Когда Кричевский стал директором «Мелодии», главной его задачей стало подготовить «Мелодию» к приватизации.

7 февраля прошел аукцион, на котором АО «Фирма Мелодия» была продана ООО «Формакс» за 330 миллионов рублей. Организатором конкурса был «ВЭБ капитал».

В аукционе участвовали только две компании: ООО «Студия Союз» и ООО «Формакс». Начальная цена на аукционе составляла 320 миллионов рублей. В ходе торгов был сделан всего один шаг — цена повысилась на 9,6 миллиона рублей, то есть итоговая стоимость активов «Мелодии» составила 330 миллионов рублей. Решение предложить за актив только его начальную стоимость гендиректор «Студии Союз» Александр Бочков объяснил «Ведомостям» тем, что «просто не решились на шаг». При этом в прошлом два участника аукциона были тесно связаны между собой: до 2016 года доли в обеих компаниях принадлежали британской Prime time av lab limited.

Начальную цену «Мелодии» определил независимый оценщик — компания «Метрикс», сообщили в самой «Мелодии» и подтвердили в «Метриксе». На балансе компании на момент оценки стояло два здания, товарный знак и исключительные права на некоторые фонограммы. Два здания — на Карамышевской набережной и Тверском бульваре, — а также землю под ними партнер консалтинговой компании в области коммерческой недвижимости Colliers International Станислав Бибик оценивает в 300–350 миллионов рублей. Более высокую оценку дал «Медузе» глава представительства компании Rossmils в России Алексей Могила: по его мнению, это имущество может стоить около 500 миллионов рублей.

Сам архив на физических носителях — пластинках и пленках — остался в собственности государства и перешел к «Формаксу» на ответственное хранение, подчеркивает представитель «Мелодии» Карина Абрамян. Тем не менее «Формакс» получил весь цифровой архив «Мелодии» и смежные права на него.

Собеседники «Ведомостей» оценивали архив «Мелодии» в 30–60 миллионов рублей. Гендиректор «Формакса» Валерия Брусникина говорила, что оценивает его в 30–50 миллионов рублей. Зато по словам основателя сервиса «Бубука» (продает легальную музыку общественным заведениям) Дмитрия Пангаева, если отталкиваться от количества аудиопроизведений в 240 тысяч и некоторой сложившейся мировой практики, то стоимость архива «Мелодии» должна составлять как минимум 150 миллионов рублей, а с учетом того, что это права во всех направлениях и на уникальные треки, то значительно дороже. Его «Бубука», не владеющая никакой недвижимостью, в ходе очередного раунда инвестиций оценивалась в 3,5 миллиона долларов, то есть в 235 миллионов рублей по текущему курсу.

По словам Абрамян, интеллектуальные права и база данных оцифрованных фонограмм стояли на балансе компании, будучи оцененными в один миллион рублей. «Бухгалтерский учет отличается от реальной оценки», — поясняет Абрамян. Как сообщила пресс-служба ВЭБ, предметом оценки «были акции общества с той структурой баланса, которая сложилась на момент оценки». Оценщик также получил справки о действующих лицензионных договорах и прогноз доходов и расходов «Мелодии».

В течение предыдущих лет эти расходы съедали почти всю выручку компании. В 2015 году, например, «Мелодия» потратила на оплату материалов, работ и услуг 55 миллионов рублей из поступившего в компанию 81 миллиона рублей, следует из отчета о движении денежных средств. Какие работы оплачивала «Мелодия»? Например, она заплатила почти шесть миллионов рублей ЗАО «Норма права» за абонентское юридическое обслуживание. Владелец «Нормы права» — иностранный гражданин Аскат Токтоматов. Сейчас ФНС приостановила операции по счетам этой компании. Контракт на реставрацию записей на три миллиона рублей получила компания «Милтрейдинвест». Совладелец — гражданин Узбекистана Тулаев Сирож Бобокулович. Сейчас компания обанкрочена. Контракт на четыре миллиона «Услуги по привлечению обладателей авторского права» получило АО «Группа компаний Алистер». Владельцы, по данным «СПАРК-Интерфакс», — лица без гражданства. Сейчас компания ликвидирована.

Других контрактов у всех этих компаний не было. 19 миллионов рублей «Мелодия» заплатила за оцифровку фонотеки, еще 6,7 миллиона — в 2017 году, следует из данных, предоставленных «Мелодией». На сайте HeadHunter размещено резюме специалиста, который указывает, что занимался оцифровкой пленок ФГУП «Мелодия», работая в АО «Ревокс». Все эти компании, включая «Ревокс», объединяет общий регистратор — РЦД «Паритет». Регистратор с таким названием упоминался и в показаниях бывшего гендиректора РАО Сергея Федотова, который называл Андрея Кричевского заказчиком своего уголовного дела. «Кричевский объяснил, что у него есть „свой“ регистратор — ЗАО „Паритет“, — который обеспечивает ведение реестра акционеров и может, в отличие от налоговой инспекции, быстро проводить любые необходимые операции», — говорил Федотов.

В ходе следствия по делу Федотова выяснилось, что компании, которые регистрировал «Паритет», были получателями крупных вознаграждений от РАО и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) — это две из трех аккредитованных государством организаций, которые собирают авторские отчисления за воспроизведение музыки по всей стране.

Как и в случае с подрядчиками «Мелодии», основателями компаний — получателей вознаграждений от РАО и ВОИС были иностранные граждане, в основном из республики Киргизия. Какими музыкальными произведениями они на самом деле владели, ни журналистам «Новой газеты», освещавшей это дело, ни журналистам Zvuki.ru выяснить не удалось.

Описанные траты «Мелодии» ежегодно снижали прибыль компании и в итоге повлияли и на оценку при продаже. «Каталог оценили так: взяли годовую прибыль и умножили ее на мультипликатор в 20 — это стандартная практика для компаний, основным активом которых является интеллектуальная собственность», — объяснила Абрамян Colta.ru.

Компания «Формакс» была создана летом 2015 года и с самого своего основания была связана с собирающими авторские отчисления РАО и ВОИС. Один из трех основателей «Формакса» Валерий Осипов руководит фондом Петра Великого, учредители которого — все те же РАО и ВОИС. Бывший президент этого фонда — Алексей Клевцов, давний партнер гендиректора «Мелодии» Андрея Кричевского. При этом сам глава «Мелодии» параллельно возглавляет Российский союз правообладателей (РСП) — третью, наряду с РАО и ВОИС, организацию по управлению правами и сбору отчислений. Ранее Кричевский также возглавлял ВОИС и был замглавы РАО.

Сам «Формакс» на 75% принадлежит Михаилу Суконцеву. Это единственная его компания (еще 25% — у «Первого цифрового агрегатора»). Совладелец «Формакса» Дмитрий Смирнов сказал «Ведомостям», что Суконцев — «очень закрытый человек, программист».

Меньше чем через год после основания «Формакс» представил свой основной продукт — систему Fonmix. Это аудиоплеер, который позволяет проигрывать легальную музыку из собственных плейлистов компании в ресторанах, кафе и торговых центрах и подавать отчеты в организации по управлению правами: РАО, ВОИС или РСП. По закону об авторском праве все общественные заведения, в которых звучит музыка, должны платить авторские отчисления в одну из трех этих организаций. Такие отчисления в 2019 году принесли ВОИС 800 миллионов рублей (около 70% доходов) и около 900 миллионов рублей доходов РАО (20% доходов).

Сейчас «Формакс» собирается закончить оцифровку архива «Мелодии», сообщили в пресс-службе компании. В архиве «Мелодии» нового собственника больше всего интересуют детский каталог, включая сказки и песни, а также джазовое направление.

«Формакс» выражал готовность вкладывать в развитие «Мелодии», говорит пиар-директор Карина Абрамян. «У нас был план модернизации, на который государство денег бы не выделило, — говорит она. — Стоимость этого плана порядка 10 миллионов рублей, и новый акционер согласовал такие инвестиции».

Источники материала
Есть что сообщить по данной теме? Свяжитесь с редакцией hello@moment-istini.com
Приемная редакции «Момент Истины» работает 24/7
Написать письмо
Колумнисты
Сейчас читают

Новости