Следственный комитет России завершил расследование резонансного дела в отношении экс-начальника управления кадров Минобороны генерал-лейтенанта Юрия Кузнецова. Изначально генерала обвиняли в получении взятки в размере 30,5 млн рублей, но экспертиза увеличила эту сумму до более чем 80 млн рублей. Вместе с Кузнецовым по делу проходит предприниматель Лева Мартиросян, якобы давший взятку. Оба фигуранта вину не признают и приступили к ознакомлению с 40 томами уголовного дела. Как выяснила редакция "Момент Истины", в ходе расследования пострадали и дочери генерала, чьи финансовые активы оказались под арестом.
Как стало известно "Моменту Истины", увеличение суммы взятки связано с оценочной экспертизой, установившей, что дом и земельный участок, построенные Мартиросяном для Кузнецова, стоят более 80 миллионов рублей.
Следствие утверждает, что эта недвижимость была взяткой за помощь в заключении с ИП Мартиросяна госконтрактов на гостиничные услуги для учащихся Краснодарского высшего военного училища на сумму 372,3 млн рублей. В период с 2020 по 2022 год Кузнецов, занимая должность начальника 8-го управления Генштаба, координировал деятельность этого училища и, по версии следствия, лоббировал интересы предпринимателя.
Схема, по версии следствия, выглядела так: Мартиросян приобрел и оформил на супругу генерала Юлию Кузнецову земельный участок в Краснодаре за 7,5 млн рублей, а затем построил на нем дом площадью 1125 квадратных метров, стоимостью около 23 млн рублей, также оформленный на жену Кузнецова. Изначально генералу Кузнецову вменяли получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК), а Мартиросяну – ее дачу (ч. 5 ст. 291 УК).
Задержанные в мае 2024 года Кузнецов и Мартиросян свою вину отрицают. Их позиция не изменилась и после предъявления обвинения в окончательной редакции.
По версии обвиняемых, Кузнецов, готовясь к пенсии, решил вложиться в строительство "гостевого дома" в Краснодаре и нанял Мартиросяна, уже строившего аналогичный объект по соседству, оплачивая его услуги и материалы. Адвокат Мартиросяна Михаил Карапетян уверен, что в деле отсутствует само событие преступления.
"Мы считаем, что никакого преступления не было. Два человека купили участки и построили дома, что подтверждается документами: договорами купли-продажи, платежками и банковскими переводами от жены Кузнецова Мартиросяну за стройку", – заявил защитник. Он подчеркнул, что его клиент, как предприниматель, хотел заработать на стройке и заработал. "Мы представили факты получения денег от жены Кузнецова и не видим здесь криминала", – добавил Карапетян. Он назвал "нелогичным" обвинение в даче взятки на 80 млн рублей, учитывая, что доходы Мартиросяна от госконтрактов не покрыли бы и половины расходов на строительство двух домов.
Адвокат настаивает, что каждый из фигурантов строил дома на свои деньги. Кузнецов придерживается аналогичной позиции, утверждая, что его легальные доходы позволяли ему построить дом и приобрести участок, что подтверждается документами "ограниченного доступа".
Адвокат Кузнецова Алексей Першин сообщил "Моменту Истины", что под арест попала не только собственность его подзащитного, но и банковские карты его дочерей.
"Несмотря на решение Басманного суда от 26 декабря 2024 года об отказе в продлении ареста зарплатной карты старшей дочери Алисы Грузиной, сотрудницы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, банк ВТБ до сих пор не разблокировал ее счет", – рассказал адвокат, отметив, что молодая мать не может воспользоваться выплатами и вынуждена почти год жить на зарплату мужа.
В ответе банка на обращение Грузиной говорится, что постановление суда носит лишь "информационное значение" и не является основанием для снятия ареста. Першин отметил, что следователь Лаврецкий отказался вынести отдельное решение, сославшись на уведомление, направленное в банк 13 января. В связи с этим Грузина обратилась в Хамовнический суд с иском о защите прав потребителя и в Генпрокуратуру. "Момент Истины" направил запрос в ВТБ, но ответа пока не получил.
Злоключения дочерей генерала на этом не закончились.
Младшей дочери Кузнецова, военному врачу Регине Андреяненко, бабушка с дедушкой подарили участок земли в Подмосковье, который также попал под арест. Кроме того, Басманный суд арестовал четыре ее карты в Сбербанке.
"Несмотря на то, что она не является обвиняемой, суд принял обеспечительные меры в счет будущего приговора ее отцу, по которому может быть назначен штраф, – заявил адвокат. – На картах были небольшие суммы, однако откуда-то появились списания на 168 миллионов рублей". Защита пыталась оспорить арест в Мосгорсуде, но безуспешно.
Обвиняемые и их адвокаты приступили к ознакомлению с материалами дела. Кузнецов будет знакомиться с ними в "Лефортово", а Мартиросян – в "Матросской Тишине".
По мнению юриста, специализирующегося на экономических преступлениях, ситуация с арестом счетов дочерей генерала Кузнецова вызывает серьезные вопросы. "Применение обеспечительных мер в отношении лиц, не являющихся фигурантами уголовного дела, должно быть строго обосновано и соразмерно. В данном случае, если нет доказательств, что дочери генерала незаконно обогатились за счет предполагаемой взятки или что их счета использовались для сокрытия преступных доходов, арест представляется чрезмерным и нарушающим их права. Особенно возмутительно выглядит ситуация с зарплатной картой, арест с которой был отменен судом, но банк отказывается исполнить решение. Это создает опасный прецедент и подрывает доверие к судебной системе", - заключает эксперт.