Курс валют:
USD 92.5058   EUR 98.9118 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

Медиация - помощь крупному бизнесу

Дата публикации: 21.07.2022
Автор: Черячукина Евгения,
Редактор: Островский Николай
Медиация - помощь крупному бизнесу

К такому выводу пришла Татьяна Евгеньевна Ларионова, юрист с 20-летним стажем работы в промышленном холдинге, профессиональным медиатором Нижегородской области и не только, с которой мы беседуем сегодня .

Евгения Александровна: Татьяна Евгеньевна, расскажите о том, как вы пришли к мысли использовать медиацию в работе бизнеса?

Татьяна Евгеньевна: Я прошла примерно такой же путь к медиации, как и многие коллеги юристы до меня. Я давно сопровождаю правовые споры, возникающие между одним российским промышленным холдингом и его контрагентами. В своей работе видела, что решение суда, в получение которого вложен труд многих юристов, включая судью, часто не удовлетворяет ни одну из сторон.

Возможны два развития ситуации с рассмотрением арбитражного дела в суде: либо суд рассматривает дело настолько тщательно и долго, что решение уже невозможно исполнить – контрагент обанкротился и холдинг как заказчик потерял когда-то компетентного подрядчика. Либо дела рассматриваются в одном заседании и зачастую судебные акты основываются на наличии или отсутствии какой-либо бумажки, не отражающей действительное положение вещей.

В один момент совокупность случаев неудовлетворённости эффектом от судебной деятельности достигла критической массы, и это мотивировало меня к поиску дополнительных инструментов помощи моему клиенту. Я обучилась медиации, поняла её преимущества и предложила коллегам из холдинга, использовать её в работе. И процесс медленно, но пошёл.

Евгения Александровна: Почему медленно? С какими трудностями Вы столкнулись?

Татьяна Евгеньевна: Для крупных компаний характерна, во-первых, консервативность и жесткая регламентация процессов от планирования бюджета до выбора поставщиков услуг и отражения факта исполнения договора в бухучете. Например, можно услышать такие вопросы: а из чьего бюджета будет оплачиваться услуга медиатора, почему не включили эти расходы в план (который составлен год назад), почему этот медиатор, а не какой-то другой, одобрен ли выбор медиатора конкурсной комиссией (которая собирается раз в квартал). Да и в принципе непросто вписать что-то новое в процессы, стандарты которых разрабатывались годами, причём иногда в борьбе между службами, с потом и кровью.Традиционный путь к достижению цели через суд – привычный и проверенный временем, поэтому кажется самым лёгким, и у юристов на это есть утверждённый бюджет.

Во-вторых, это развитое разделение труда и распределение зон ответственности между разными службами (посчитайте, сколько в крупных компаниях всяких управлений и отделов - собьётесь со счёта). А впроцедуре медиации должны принимать участие только лица, принимающие решение. В огромной компании с разветвлённой структурой не всегда понятно, кто принимает решение по спорному вопросу, как правило такое решение будет коллективным, потому что перед его принятием собираются мнения служб, владеющих экспертизой по узким вопросам.

В-третьих,иэто труднее всего преодолеть, крупный современный бизнес уделяет много времени и денег подбору персонала и его обучению, поэтому хочется верить, что вложенные ресурсы не пропали даром. Принято считать, что сотрудники (особенно топ-уровня) обладают всеми необходимыми мягкими навыками, чтобы вести переговоры самостоятельно (и бывает, что так оно и есть), а услуги медиаторов и других привлечённых извне профессионалов воспринимаются как пустая трата денег.

Евгения Александровна: И как с этими трудностями работать?

Татьяна Евгеньевна: По-медиаторски, имея терпение. Необходимо познакомить людей с медиацией, сформировать представление о профессиональных компетенциях медиаторов, создать доверие к процедуре и к медиаторам. Параллельно выяснять интересы компании и работающих в ней людей, какие из них и как могла бы обеспечить медиация. При этом мало просто вкусно рассказывать, «с чем медиацию едят», хорошо бы еще дать «попробовать на вкус», для этой цели мы запустили программу пилотных медиаций (своего рода дегустацию). В этом нам помогли наши партнёры-медиаторы, предложив дружественные цены на свои услуги в пилотный период.

Евгения Александровна:И как проходит программа пилотных медиаций?

Татьяна Евгеньена: Для меня и тех юристов, которые поддерживают идею внедрения медиации в работу холдинга, важно на этапе знакомства проводить только такие медиации, которые имеют хороший шанс завершиться заключением медиативного соглашения. Ведь у медиации не будет второго шанса произвести первое впечатление. Но никто в компании и не должен питать иллюзии, что медиация способна решить все проблемы, которые принято решать другими способами, например, с помощью судов и «жёстких переговоров». Процедура медиации и суд – это совершенно разные инструменты для решения разных задач. Иногда помочь может только суд, а иногда медиация может дать больше. Поэтому были сформулированы критерии медиабельности споров, и мы отбираем на медиацию только те конфликты, которые соответствуют этим критериям.

Татьяна Евгеньевна подошла к очень актуальной теме – медиабельность споров. По моему мнению медиатору и участникам конфликта  важно самим понимать критерии медиабельности споров, об этом более подробно читайте в следующий четверг 28 июля 2022 года

Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.

Автор материала
Источники материала
Есть что сообщить по данной теме? Свяжитесь с редакцией hello@moment-istini.com
Приемная редакции «Момент Истины» работает 24/7
Написать письмо
Колумнисты
Сейчас читают

Новости