Медиация в работе судебного юриста

Колумнист: Черячукина Евгения
Редактор: Островский Николай
Медиация в работе судебного юриста

Сегодня у меня в гостях Инесса Долинская, юрист ведущий свою практику более 20-лет. Инесса Александровна имеет большой опыт работы в сфере страхования. Последние 3,5 года активно ведет частную практику, осуществляет юридическое сопровождение как бизнеса, так и физических лиц.

Мы обсудим, с какими сложностям сталкивается судебный юрист на практике, а также поговорим о том, каким образом знания по медиации помогают юристам в судебной работе.

Инесса, вы – практикующий судебный юрист, имеете большой опыт ведения судебных дел, и не только. Как считаете, юристу для успешной работы достаточно просто хорошо знать нормы права или все-таки нужно что-то большее?

—Безусловно, право знать нужно. В целом, на мой взгляд, на юридическом факультете юристов учат качественно, знания дают фундаментальные, основательные. Юристы выходят из ВУЗов с хорошей подготовкой. Но эта подготовка связана с правом и только с ним.

Однако, есть еще множество не менее важных для юристов навыков, которым почти не учат в университетах – общение, ведение переговоров, умение договариваться, слушать и, главное, слышать людей в процессе коммуникации. Эти навыки мы нарабатываем самостоятельно, на практике: кто-то более успешно, а кто-то, увы…

Я часто вижу, что коллеги, особенно молодые, не хотят вступать в диалог в процессе урегулирования конфликтов в судах. А ведь можно было бы сэкономить много времени и сил, просто начав разговаривать друг с другом.

— В какой момент пришло осознание, что выигранный суд – это не всегда победа? Ведь, как говорится, худой мир лучше доброй ссоры.

— Я работаю юристом без малого двадцать лет. В самом начале и в середине практики мне нравились суды. Мне было интересно, был кураж, дух соревнования заряжал.

Однако достаточно быстро я поняла, что далеко не все дела нужно доводить до суда. Все чаще меня стали посещать мысли, что можно решать конфликты иначе, быстрее и легче, с меньшими формальностями, судебной бюрократией и потерей своей энергии и нервов своих клиентов.

Мне часто везло – встречались коллеги-оппоненты в судебных делах открытые к диалогу, и благодаря этому получалось договариваться.

Как-то раз один юрист-оппонент, подписывая мировое соглашение, сказал мне открытым текстом, что для него подписание этого соглашения – настоящая профессиональная победа. Тогда, 10 лет назад, эта фраза показалась немного странной, а сейчас я понимаю, что это был, не побоюсь этого слова, момент истины.

— Встретить такого оппонента – настоящая удача! Далеко не каждый юрист придерживается такого мнения, а ведь, чтобы договориться, нужно согласие обеих сторон.

— Да, это так. К сожалению, я часто наблюдаю, что многие юристы, да и не только они, не хотят уступать. Думаю, многие считают это проявлением слабости, а мы же должны держать poker-face. Хотя я давно убедилась, что в любом споре, в любом конфликте не бывает так, что одна сторона на 100% права, а другая – полностью неправа. Истина, адекватность – где-то посередине, но все дело-то в том, что далеко не каждый хочет найти эту середину.

Люди просто хотят быть правым и стремятся всеми силами это доказать.

— На ваш взгляд, бывают споры, в которых без суда не обойтись?

— Я всегда трезво отдавала себе отчет в том, что не любой конфликт возможно решить миром. Есть процент дел, которые решаются в суде и только в суде. Но мне хотелось все же увеличить количество дел в своей практике, где я могла бы решать ситуации с оппонентами мирным путем, максимально комфортно и соблюдая интересы всех сторон.

Правильно понимаю, что в результате вы пришли к медиации?

—Совершенно верно. Два года назад мое желание научиться договариваться привело меня на курс обучения медиации. Я не планировала стать профессиональным медиатором, но мне было важно улучить свои коммуникативные навыки. Чувствовалось, что собственных знаний мне не хватало.

Полученные знания помогли в жизни на практике?

— Да, однозначно. Я ни разу не пожалела, что пошла учиться, ведь эти знания помогают не только в работе. Я бы даже сказала, что мне, в первую очередь, обучение помогло в общении с близкими людьми. Когда в личной жизни, в быту, начинаешь применять полученные знания и техники, результат виден практически сразу же. И результат радует. Такие же отзывы я слышу и от коллег, прошедших обучение медиации.

Конечно, профессиональная деятельность тоже качественно изменилась. Общаться стало интереснее. Я отметила для себя, что раньше было сложно просто выслушать человека, не перебивая, не пытаясь убедить его в чем-то. Навыки активного слушания, задавания открытых вопросов, которым учат медиаторов, очень помогают в коммуникации. Когда ты можешь выслушать человека, ты можешь лучше его понять. И тогда намного легче найти решение, которое подойдет вам обоим.

А непосредственно в юридической практике удалось применять процедуру медиации?

— За полтора года после окончания курса по медиации я не провела ни одной самостоятельной процедуры именно как профессиональный медиатор. Но проводить переговоры и приходить к мировым соглашениям стала чаще и эффективнее.

Да, медиативные техники применимы не только в процедуре медиации, но и в обычной жизни. Тем не менее на данный момент процедура медиации не столь распространена в юридическом сообществе. Как считаете, в чем кроется причина?

— Если говорить о самой процедуре медиации и о том, почему до настоящего времени она активно не применяется на практике, я бы выделила два основных момента.

Первое — люди очень мало знают о медиации и о тех возможностях, которые она дает. Здесь важна информационная и просветительская работа. Про эту процедуру нужно больше рассказывать, чтобы клиенты, услышав о медиации, не пугались такого слова и чтобы не путали ее с медитацией. Такое у меня в практике тоже было.

Второе — зачастую люди не хотят или боятся взять на себя ответственность. Действуют по привычке: есть суд, и он разберется. Но очень часто судебное решение не устраивает никого вообще, ни одну сторону. А результаты медиации могли бы устроить, потому что, по сути, договориться можно практически обо всем – было бы желание и стремление принять самостоятельное решение. И именно в этом основная сложность: это же надо начать разговаривать, где-то задвинуть свои амбиции и принципы. А это бывает очень неприятно и тяжело. И поэтому очень многие не идут в это, даже понимая возможную пользу для себя.

Абсолютно согласна с вами. На ваш взгляд, что можно предпринять, чтобы улучшить ситуацию и сделать медиацию более популярной, а главное, рабочей процедурой?

— Несмотря на все упомянутые мной сложности, я считаю медиацию и переговоры перспективным направлением, которое требует дальнейшего развития. Если мы и дальше будем повышать свою квалификацию, совершенствовать свои навыки коммуникации, то сможем привлечь большее количество клиентов к мирному урегулированию конфликтов.

Я активно призываю своих коллег, да и не только юристов, развивать свои коммуникативные навыки для оказания разносторонней помощи нашим клиентам.

Инесса, большое спасибо за то, что поделились с нами своим опытом. Соглашусь, что медиация – очень важное и перспективное направление.

Медиативные навыки необходимы не только профессиональным медиаторам, но и вообще всем юристам. Нам предстоит еще много работы по продвижению и популяризации процедуры медиации и досудебного мирного урегулирования споров.

Желаю вам удачи в вашей работе. До новых встреч!

Вам есть что рассказать?
Обратитесь в редакцию

Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.

Источники материала:
редакция Момент Истины, фотоколлаж Момент Истины
Автор материала
Черячукина Евгения
Черячукина Евгения

Профессиональный медиатор, тренер-медиатор, Практикующий юрист с опытом работы более 20 лет, Кандидат юридических наук, доцент, Автор более 70 научных публикаций на портале eLIBRARY (40 публикаций включены в РИНЦ), Основатель и руководитель Академии практической медиации и права, Преподаватель программы ДПО «Подготовка медиаторов. Фундаментальный курс», Председатель Комитета МТПП по развитию медиации, Председатель Коллегии посредников «Ц.С.Б.», Член Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ», Эксперт площадки «Знание.Вики»

Новости без цензуры
в нашем Telegram канале
Главное
Колумнисты
Новости
смотреть все
Обратитесь в редакцию
Контактные данные
Опишите ситуацию