
В мире есть места, названия которых не нуждаются в пояснении, они сродни чудесам света: Лувр, Британский музей, Метрополитен-музей, Прадо, Египетский музей. Знаковое место для Санкт-Петербурга и всей России - это Эрмитаж.
А когда мы произносим «Эрмитаж», в сознании мгновенно возникает имя - Пиотровский. Михаил Борисович в рекламе не нуждается: увлеченный, преданный своему делу главный хранитель музея завоевал искреннюю любовь всех ценителей искусства не только в России, но и за рубежом. Михаил Борисович Пиотровский, на протяжении 31 года, не только директор Эрмитажа, он еще и его летописец, выпускает интереснейшие книги и фильмы.
Каждая встреча с этим выдающимся человеком - это потрясение. Это будто «очищение» от всего нехорошего и негативного. Меня поражает его тактичность, уважение к собеседнику, манера держать себя и говорить, скромность и образованность. Очень рад знакомству с таким знаковым человеком для всей России.
И вот Эрмитаж возвращает в Александро-Невскую Лавру раку Александра Невского.
Михаил Пиотровский рассказал о смысле и условиях передачи раки Церкви:
«Эрмитаж ровно 100 лет хранил надгробие и раку Александра Невского. Четыре раза спасая ее от гибели. Первый раз от переплавки в пользу голодающих (в 1922), второй раз от переплавки в пользу индустриализации, когда Эрмитажу ради спасения надгробия пришлось частично пожертвовать своими коллекциями (в 1929), третий раз во время войны, эвакуировав его из блокадного Ленинграда (в 1941- 1945), а четвертый сейчас, начав громадную лазерную реставрацию надгробия, которая идет по сей день.
И вот через 100 лет мы передаем ответственность за этот наш великий экспонат Церкви… Спасали, а теперь передаем - почему? Потому что в сегодняшней геополитической ситуации сакральное, символическое значение раки и гробницы Александра Невского как святого защитника и покровителя русского воинства и русской дипломатии гораздо важнее, чем их художественное значение.
Шедевр искусства нужно и сберечь, и сделать его всем доступным, чтобы он выполнял свою функцию. И так помог нашей Победе.
Этот памятник всегда считался у нас наполовину светским, наполовину сакральным, но сегодня ситуация меняется, и сакральное выходит на первый план. Мы в Эрмитаже всегда защищали его как памятник русского искусства, но сегодня важнее символическое значение надгробия.
Об этом просил патриарх, обращаясь к президенту, и мы в ответ согласились передать надгробие церкви. Было подписано соответствующее письмо и составлен образцовый договор. Его подписали я и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, а потом утвердили и согласовали патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр культуры Ольга Любимова».
Приказ о передаче издан 12 мая и подписан первым заместителем министра культуры Сергеем Обрывалиным.
Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.