Курс валют:
USD 62.9451   EUR 70.5552 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

Момент Истины в гостях Дома у великого философа А.Ф.Лосева на Арбате

Дата публикации: 10.03.2015
Дом библиотека-музей великого русского философа и филолога А.Ф.Лосева известен в сегодняшней Москве не только как крупный библиотечный и философский центр, но и как место встречи деятелей культуры, науки и искусства, библиотечной и музейной общественности. Далеко не случайно, что именно здесь в конце февраля состоялась интересная встреча редакции журнала «Наше наследие» с его читателями. Темой встречи было представление книги-альбома члена редколлегии журнала, писателя Владимира Потресова «Арбат нашего детства» и презентация только что вышедшего очередного номера (112) журнала «Наше наследие», которым журнал вошел в наступивший Год литературы. О новом выпуске журнала «Наше наследие» (№ 112) рассказал главный редактор В.П.Енишерлов. Разнообразна тематика материалов этого номера, что, впрочем, свойственно и всем предыдущим выпускам. В нем продолжена тема «история малых городов России». На этот раз журнал публикует статью об одном из древнейших городов Подмосковья Дмитрове и его интереснейшем памятнике оборонного зодчества Дмитровском кремле, снабженных прекрасным изобразительным рядом, состоящим из фотографий начала и середины ХХ века и начала XXI века. Вообще в этом номере довольно полно представлен Дмитровский район: рассказ о возрожденной Николо-Пешношской обители – не только древнейшем архитектурном памятнике Подмосковья, но и месте, священном для православного человека; материалы о печальной участи некогда роскошной усадьбы Апраксиных Ольгόво, о не сохранившейся до наших дней усадьбе в деревне Сафоново, расположенной недалеко от блоковского Шахматова и принадлежавшей семье старшей из сестер Бекетовых Софье Андреевне. К 145-летию замечательного русского художника Ф.Малявина искусствовед из Рязани М.Семина подготовила интересный богато иллюстрированный материал о жизни и творчестве художника. Много его работ остается за границей. Время от времени они появляются на крупнейших аукционах и очень хорошо ценятся. Интересную историю на страницах журнала рассказал писатель, краевед, друг журнала А.Рудомино. В начале 90-х годов прошлого века он оказался в Ницце, где случайно познакомился с французским коллекционером произведений искусства Р.Робером. В его коллекции оказалась знаменитая картина Ф.Малявина «Товарищи», написанная ещё в конце XIX века и увезенная художником во Францию на выставку, откуда она уже в Россию не возвращалась. Но судьба ее оказалась удачной. Ее недавно приобрел Фонд Art-russe и есть надежда, что она попадет, наконец в Россию. Искусствовед Ю.Диденко опубликовала в этом выпуске журнала большой материал с прекрасно иллюстрированным рядом о художниках отце и сыне Р.Р.Фальк и В.Р.Фальк. В творчестве отца образ любимого сына занимает исключительно важное место. Сам В.Фальк талантливый художник. Его работы находятся во многих музеях страны. Так полно вместе они представлены впервые. IMG_4180 Журнал продолжает традицию публикаций ранее не публиковавшихся дневников известных писателей, деятелей культуры и искусства, которые представляют большой исторический интерес, поскольку являются вернейшими документами эпохи. В этом номере впервые публикуются отдельные отрывки из дневниковых записей известного в свое время литературного критика Ф.Левина. Его воспоминания о замечательном писателе, авторе эпопеи «Жизнь и судьба» Василии Гроссмане не только воскрешают его образ, но и помогают понять перипетии сложной литературной жизни 40-60 годов прошлого века. Выступившая на представлении номера журнала Т.И.Левченко, подготовившая материал о Ф.Левине, отметила удивительное попадание в точку её публикации и статьи Ю.Диденко. Дело в том, что одна из записей Ф.Левина посвящена Р.Р.Фальку, искусство которого он очень ценил. Он глубоко расстраивался, что при жизни художник не получил того признания, которого он заслуживал, что его произведений почти не было в музеях страны. А ныне каждый музей считает за честь обладание его работами. В журнале опубликована очередная часть дневников выдающегося русского писателя М.Пришвина. Его глубокие размышления о природе, о современной жизни помогают читателю проникнуть в суть явлений его времени. Музей М.Пришвина проделал колоссальную работу по изданию 19 томов его дневниковых записей. Группа ученых литературоведов была удостоена в 2012 году премии журнала «Наше наследие» имени Александра Блока. Как-то незаметно в стране было отмечено 100-летие Камерного театра А.Таирова, а ведь это было одно из самых выдающихся явлений в театральной жизни России, а впоследствии и Советской России. Журнал не мог не отметить эту знаменательную дату в жизни театрального искусства нашего отечества. Камерный театр А.Таирова ровно в такой же степени, как и театры Е.Вахтангова, К.Станиславского и В.Мейерхольда оказал огромное влияние на современное театральное искусство. И театр Ю.Любимова возник отнюдь не на пустом месте, а во многом на фундаменте, заложенном Камерным театром. С театром А.Таирова сотрудничали замечательные художники А.Экстер, А.Веснин, А.Наумов. С театром плодотворно сотрудничал выдающийся русский поэт, автор незабвенной «Яри» С.М.Городецкий. Он был одним из постановщиков нашумевшей в свое время пьесы «Антигона» (в переложении Газенклевера трагедии Софокла). Примерно в это же время С.Городецкий задумал написать книгу о Камерном театре, настолько его заинтересовал опыт одного из ведущих театральных реформаторов страны. Книга С.Городецкого была написана, набрана, но до читателя так и не дошла. В распоряжении журнала оказались выправленные самим автором гранки не вышедшей книги С.Городецкого «Раскованный театр», отрывки из которой впервые через 86 лет публикует журнал. Государственный Эрмитаж отметил свое 250-летие. Журнал продолжил публикацию статьи Ю.Пятницкого об истории византийской коллекции этого крупнейшего художественного музея мира. Главный художник журнала с его первого выпуска, член-корреспондент РАХ, заслуженный художник РФ А.Рюмин рассказал о художественных принципах оформления журнала, об искусстве макетирования и печатания сначала в Великобритании, затем в Финляндии, а теперь в России. «Наше наследие» остается ведущим периодическим изданием страны и мира, посвященным историко-культурному наследию России. IMG_4215 В.Потресов подробно рассказал о работе над своей книгой-альбомом, которая вышла уже вторым изданием. Первое издание, иллюстрированное уникальными фотографиями середины ХХ века, выполненными известным фотомастером, художником, путешественником, отцом автора книги А.С.Потресовым, датируется 2006 годом, и довольно быстро становится библиографической редкостью из-за живого интереса, проявленного читающей публикой к теме книги-альбома – разрушение Арбата, одного из поэтичнейших районов старой Москвы, этой незаживающей раны москвичей старшего и среднего поколений. Второе издание этой книги включает значительно дополненный и обновленный набор фотосюжетов этого же мастера, а также справочный аппарат, помогающий ориентироваться читателю как в уникальной фотоколлекции так и в событиях полувековой давности. IMG_4217 Рассказ В.Потресова о работе над книгой изобиловал интереснейшими подробностями о повседневной жизни москвичей-жителей старого Арбата 50-х – 60-х годов прошлого века, о начале строительства Нового Арбата, что привело к радикальному изменению облика этого исторически сложившегося района древней столицы. Его отец А.С.Потресов совершил настоящий художнический подвиг. Как только стало известно о намечаемых планах разрушения большей части старого Арбата, он счел своим долгом фотоаппаратом запечатлеть для потомков волшебные арбатские уголки, оставить в памяти поколений детали уходящей архитектуры. Его подвиг можно сравнить с подвигом другого замечательного художника Е.И. Куманькова, который в это же время со своим мольбертом целые дни проводил на улицах старого Арбата, и создал незабываемый образ исчезающей Москвы. После выступления автора книги-альбома участники встречи задали ему много вопросов о том, как она создавалась, и получили исчерпывающие ответы. Затем состоялась оживленная дискуссия по теме активизации деятельности общественности столицы в деле сохранения ещё оставшегося архитектурного наследия, в том числе Арбата. Закончился вечер скромным интеллигентным фуршетом, во время которого гости, искусствоведы, журналисты, ученые и художники живо обменивались впечатлением об услышанном.

Места действия и организации: Арбат, г. Москва, Момент Истины, Наше Наследие
Сейчас читают