Курс валют:
USD 92.2628   EUR 99.7057 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

Жители Соловков просят спасти их от церкви

Дата публикации: 20.08.2010
Редактор: Островский Николай
Жители Соловков просят спасти их от церкви

В одном из знаменитейших уголков Русского Севера — на Соловецких островах — обострился конфликт между населением поселка Соловецкий и знаменитым мужским монастырем. Ряд жителей поселка — они пока предпочитают сохранять инкогнито — подписали обращение к президенту и премьер-министру России, в котором просят защитить их от экспансии церковной администрации.

В обращении перечисляются некоторые важнейшие, на взгляд жителей поселка, события, которые происходили на Соловках в последнее десятилетие. Вкратце суть событий такова: если на протяжнии 90-х годов на островах, где в 1991 году был восстановлен мужской монастырь, сохранялось тройственное равновесие между музеем-заповедником с одной стороны, монастырем с другой стороны и поселком Соловецкий — с третьей стороны, то в путинские времена баланс начал заметно смещаться в сторону церкви.

В 2001 году монастырь заключил с музеем договор о совместном использовании памятников религиозного назначения. Далее в течение нескольких лет влияние руководства обители на дела всего острова неуклонно нарастало. Священноначалие добилось закрытия «Арт-ангара», небольшого проекта, посвященного современному искусству, расположенного в полукилометре от стен монастыря. В распоряжении монастыря мало-помалу оказались древние скиты, свободный доступ на которые был закрыт. Со Святого озера под стенами монастыря исчезли детские яхты — по версии жителей поселка, подписавших обращение, детей «ушли» с озера насельники обители.

Одна из гостиниц на Соловках

Тем временем нарастал и поток туристов, в том числе иностранных. К 2005 году на Соловках было выстроено несколько гостиниц высокой ценовой категории, появились автомобили, экскурсионный бизнес начал процветать. Главнейшим игроком на этом поле сразу же стала паломническая служба монастыря. Правда, рейсы небольших теплоходов из Рабочеостровска (Кеми) стали регулярными, и попасть на острова стало просто даже «дикарям».

Решительный шаг был сделан в 2009 году, когда место директора музея вместо Михаила Лопаткина занял настоятель монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). Лопаткин тогда стал главой поселка Соловецкий, а новый «хозяин» монастыря и музея, не отказываясь от идеи развития на островах туризма и паломничества, проявил себя достаточно жестким сторонником консервативности в отношении островов.

Наконец, в 2010 году начали обсуждать идею вывести гостиничную сферу с островов на «Большую Землю», оставив на самих Соловках лишь паломнические службы. Авторы обращения опасаются катастрофы: «Хотя с уменьшением заработных плат в музее обслуживание туристов стало для нас насущной необходимостью, нам угрожают лишением нас летних туристических заработков. Никак более мы не можем расценить подобные заявления.

В желании "ограничить" соловецкий туризм (и без того - небольшой), мы видим не желание церкви улучшить жизнь на островах, а элементарную жажду наживы: ведь на остров смогут приезжать только те, кто купит "паломническую путёвку", а это значит, что весь оборот соловецкого туристического бизнеса попадёт в один широкий карман - церковный. Это даже не разделение по "религиозному признаку", хотя и выглядит таковым. Фактически, это захват соловецкого туристического бизнеса, благодаря которому мы живём на островах. Лишив нас заработка, Вы обречёте нас покинуть свою Родину - Соловецкий архипелаг. То есть - мы можем стать первыми гражданами России, вынужденными просить убежища за рубежом из-за религиозных притеснений на родине», - заявляют соловчане.

Отметим, наконец, что, как говорят жители поселка Соловецкий, Михаил Лопаткин, бывший директор музея, вскоре оставит и свой нынешний пост главы поселка. Его место займет один из администраторов, близких к монастырю, утверждают соловчане. Таким образом, расстановка сил, сложившаяся в постсоветские годы, полностью проясняется: монастырь станет практически полновластным хозяином архипелага.

Прокомментировать происходящее на острове обозреватель «СП» попросил Евгения Маркелова, директора московской школы «Интеллектуал», уже больше 10 лет вывозящего детские отряды на летнюю базу на Соловках. Подобный ход вещей совершенно естественен, отметил педагог, и жителям поселка необходимо смириться с первенством монастыря:

«СП»: - Как вы можете прокомментировать некоторые эпизоды, описанные в обращении? Например, речь об «изгнании» яхт-клуба со Святого озера...

- Прежде всего, хочу сказать, что никто их оттуда, собственно, не изгонял. Если бы дело было только в озере, в том, что детей нельзя выпускать в море — все было бы просто, озер на островах множество, некоторые совсем близко от поселка, и там стоит множество частных лодок. Яхт-клуб для детей тихо скончался своей смертью после того, как ушел из жизни историк-энтузиаст Сергей Морозов. Это он и был, по сути, главным заводилой этого яхт-клуба. Не стало его — некому стало заниматься с ребятами.

«СП»: - А истории с клубом? С «Кодом да Винчи» и дискотеками?

- Тоже не вполне точно — интересно, кто же все-таки это обращение написал-то. Что касается дискотек, то ничего запретить монастырь не может, в принципе — поселковый клуб ему не подчиняется. Ну а если была такая рекомендация — не проводить дискотеки в постные дни — то она, вообще-то, разумна. Все-таки надо понимать, в каком месте тебе довелось жить — и если уж не вести жизнь духовную, как это делают люди монастыря, то хотя бы пытаться соответствовать.

То же самое и с «Кодом да Винчи». Если кому-то не терпится — можно, конечно, посмотреть фильм на видео. А публичный-то показ зачем? Такого фильма именно в этом месте? Так ведь можно и до просмотров порнофильмов дойти.

На Секирной горе

«СП»: - Что вы можете сказать о закрытии для туристов Секирной горы и Анзера?

- Сама гора не закрыта, там ведь нет забора. Другое дело, что на горе находится монастырский скит, который принадлежит монастырю. По-современному говоря — это частная территория. Естественно, на посещение такой территории требуется благословение — разрешение — хозяина, то есть монастыря. То же и с Анзером. И, кстати, я не знаю случаев, когда разумным, адекватным посетителям в этом благословении отказывали.

«СП»: - То есть, получается, монастырь ведет себя на острове как единовластный хозяин...

- Собственно, таково естественное положение дел. Так было всегда, кроме советских лет, и сейчас это возвращается. То, что эти острова принадлежат монастырю, известно доподлинно. В отличие от большинства наших монастырских архивов, древлехранилище Соловков уцелело, и мы сейчас имеем на руках все жалованные грамоты о даровании островов монастырю, начиная со времен знаменитой новгородской посадницы Марфы Борецкой. Усомниться в том, что хозяином островов является именно монастырь, невозможно.

Причем, прошу заметить, и отец Иосиф, бывший наместник монастыря, и его преемник отец Порфирий — разумные и умеренные люди, совершенно не экстремисты. Если бы мсонастырь занял по-настоящему жесткую позицию, поселок вообще бы «зачистили», как это произошло на Валааме. Здесь же, на Соловках, все понимают, что поселок нужен, и поселок будет жить. Но жить, все-таки, по тем законам, которые диктует это место, его святость.

«СП»: - Да, но ведь жители поселка приехали сюда при советской власти, когда были совершенно другие правила игры! Они ведь не обещали сообразоваться с монастырскими правилами!

- Это та вещь, где демократическим способом решаться ничего не будет. На островах по праву хозяин — монастырь, и жителям поселка придется смириться с его правилами. Тем более, что правила эти вполне хороши.

«СП»: - Что вы скажете по поводу идеи о «вынесении» гостиниц за черту острова?

- Думаю, что поток туристов на Соловки действительно давно пора ограничить. С паломниками действительно не будет проблем: для них всегда находятся места, хуже или лучше, но находятся. И паломники осознают, куда и зачем едут. Что касается туристов — то лет 20 назад была очень разумная практика: на остров попасть вне группы было трудно, а гостиниц там вовсе не было. Жили прямо на туристических теплоходах. И климат здесь был намного лучше.

Особенно же вредны для Соловков туристы «дикие». То есть те, что ездят вне организованных групп и «зависают» на островах на неопределенный срок. Вот, только этим летом на Соловках тушили несколько лесных пожаров. От чего все это загорается? Чаще всего, от человека, от тех туристов, которые весело с рюкзаками идут по лесу и разводят костер.

«СП»: - Но ведь это значит — туры на Соловки станут намного дороже!

- Не обязательно. Вообще, я совсем не против дешевых туров. Да и монастырь, думаю, тоже не против. Но неорганизованных туристов на Соловках быть не должно. Вот такое мое мнение.

http://www.svpressa.ru/society/article/29256/

Источники материала
Есть что сообщить по данной теме? Свяжитесь с редакцией hello@moment-istini.com
Приемная редакции «Момент Истины» работает 24/7
Написать письмо
Колумнисты
Сейчас читают

Новости