Курс валют:
USD 92.5919   EUR 100.2704 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

ЮЖНООСЕТИНСКАЯ ВОРОНКА

Дата публикации: 14.02.2011
Редактор: Островский Николай
ЮЖНООСЕТИНСКАЯ ВОРОНКА

В российских средствах массовой информации все чаще слышна критика в адрес руководства Южной Осетии. Прежде чем направить в республику очередной транш обещанной Владимиром Путиным помощи в 6,8 млрд. рублей, Москва решила проконтролировать затраты на восстановительные работы.

За период с августа 2008 года по апрель 2010 г. Счетной палатой Российской Федерации проведены четыре проверки Межведомственной комиссии и Минрегиона России. Выявленные недочеты, допущенные в процессе ремонтно-восстановительных работ, Межведомственной комиссией и Минрегионом России оперативно устранены.

В период с апреля по май 2010 г. Счетной палатой Российской Федерации была проведена очередная проверка расходования бюджетных средств на оказание финансовой помощи Республике Южная Осетия (РЮО). Как показала проверка, российская сторона полностью выполнила свои обязательства по оказанию финансовой помощи Южной Осетии. Тем не менее, по состоянию на 1 апреля 2010 года из 618 объектов и мероприятий Комплексного плана восстановления завершены и приняты госзаказчиком работы в полном объёме только на 81 объекте. Это лишь 13 процентов от их общего количества.

Как установила Счётная палата, всего за период с декабря 2008 года по апрель 2010 года затрачено на финансирование объектов Комплексного плана 8,5 миллиарда рублей. А подтверждены актами выполненных генподрядчиками работ затраты в сумме всего 4,75 миллиарда рублей. То есть только 56 процентов от объёма финансирования.

После обнародования результатов проверки проведенной Счетной палатой в марте – апреле 2010 г., было принято решение, что распределять средства будет специальная комиссия, в которой количество представителей Южной Осетии и России будет равным, а от «Южной дирекции программ и проектов» и межведомственной комиссии по восстановлению Южной Осетии вообще откажутся. Вместо «Южной дирекции» будет работать государственный заказчик из Южной Осетии.

19 августа 2010 года Генпрокуратура РФ заявила, что активно занимается проверкой расходования российских средств на восстановление Южной Осетии. Прокурорские проверки проведены в Минрегионе, Минфине и Федеральном казначействе, по некоторым вскрытым фактам материалы переданы в ЦБ, МВД и ФСБ. Активизация российских правоохранительных органов связана с личным указанием президента РФ Дмитрия Медведева.

Генпрокуратура Южной Осетии возбудила 11 уголовных дел, в Госкомитет по реализации проектов восстановления республики, ГУП "Дирекция РПНП" и ГУП "Стройтехконтроль" внесены представления. Кроме того, прокуроры Чечни, Ставропольского края, Ростовской и Ярославской областей приняли меры в отношении российских компаний — генподрядчиков, не выполнявших в срок договорные обязательства и не передавших в установленном порядке работы уполномоченным органам Южной Осетии.

После проведения совместных проверочных мероприятий Генеральной прокуратурой Южной Осетии возбуждено 14 уголовных дел.

Все вышеуказанные события проходят на фоне подготовки к выборам нового главы республики, и изменение правил игры, продиктованные Москвой, говорят о том, что Эдуард Кокойты не останется больше у руля. Слишком много претензий накопилось к этому человеку, который перепутал поддержку лидера независимой Южной Осетии с возможностью сочетать безнаказанность удельного князька и воровство из российского бюджета.

Дотационный войны по Кокойтовски.

Кроме сухих отчетов разного рода проверяющих и комиссий, существует еще и бесконечное множество эмоциональных свидетельств очевидцев, проливающих свет на то, как в Южной Осетии осваиваются деньги из российского бюджета и как расправляются с теми, кто пытается остановить воровство.

Министр по чрезвычайным ситуациям России Сергей Шойгу заявил, что в Цхинвали восстановлено лишь несколько школ, детских садов и больница. Окна многих домов до сих пор остаются без стекол. Между тем, по словам министра, туда было завезено столько стекла, что его хватило бы на три таких города. 'Никто не знает, куда исчезли стекло и другие строительные материалы. То же самое можно сказать и о другой, выделенной Москвой помощи, общая стоимость которой достигает 350 миллионов евро. Десятки миллионов рублей бесследно исчезли из Цхинвальского национального банка', - сказал министр.

По информации Счетной палаты России, на восстановление объектов в Южной Осетии и для оказания помощи проживающим там российским гражданам из государственного бюджета было выделено два миллиарда рублей. Из них 350 миллионов перечислили в Цхинвали, а 500 миллионов еще не освоено. В заключении сказано, что разовая помощь оказана 11 400 гражданам России и 1 726 семьям.

С обвинениями в адрес президента Эдуарда Кокойты и его окружения выступили российские специалисты, работавшие в Южной Осетии и покинувшие ее после конфликта с руководством республики. В частности, бывший директор ГУП "Дирекция по реализации приоритетных национальных проектов РЮО" Исмагиль Каримов, компания которого была генеральным подрядчиком при восстановления частного жилья в Южной Осетии и гендиректор пивзавода "Алутон" Руслан Шарипов.

Каримов рассказал, что российские специалисты, вынужденные уехать из Южной Осетии, передали в Генеральную прокуратуру России материалы, касающиеся злоупотреблений со стороны южноосетинских властей. По словам Каримова речь идет о "большом количестве документов, свидетельствующих о формах и методах работы команды Эдуарда Кокойты, о вопиющих нарушениях, допущенных только за последнее время".

Каримов подчеркнул, что предметом конфликта между ним и руководством Южной Осетии стало распределение 870 миллионов рублей (суммы, которая поступила из России в конце 2009 года для финансирования восстановительных работ в республике). По его словам, после поступления денег на счет ГУП из администрации президента республики стали поступать "дружеские советы", касающиеся выделения средств конкретным подрядчикам. Каримов этим рекомендациям не внял. Тогда ему стали поступать звонки с угрозами. В итоге ему пришлось покинуть республику.

Весной 2010 года стало известно, что южноосетинская прокуратура завела на Каримова уголовное дело (его обвинили в злоупотреблении полномочиями и халатности). Дело завели на фоне информационной кампании против премьера Южной Осетии Вадима Бровцева, которая велась в лояльных Эдуарду Кокойты СМИ.

Руслан Шарипов, в свою очередь заявил, что намерен подать на Кокойты в суд за клевету. Напомним, что власти Южной Осетии обвиняют руководство "Алутона" в финансовых нарушениях, а также выпуске пива без лицензии. Шарипов, со своей стороны, утверждает, что его выжили из республики, после того как он наладил работу на предприятии.

Бывший премьер Южной Осетии Юрий Морозов, уволенный "по собственному желанию" в конце августа после конфликта с президентом Кокойты, рассказывает: "До войны, пока я возглавлял правительство, все финансовые потоки аккумулировались в руках главы правительства. Это вызывало раздражение президента, и он все время пытался замкнуть решение таких вопросов на себе. Но из Москвы ему давали понять, что должность премьера, назначаемого Москвой, существует для прозрачности финансовых потоков. Однако после войны ситуация изменилась. Президент Кокойты создал президиум правительства — как в России. Однако в отличие от России возглавляет этот президиум не премьер, а сам президент. Таким образом, все финансовые решения сейчас сосредоточены в руках господина Кокойты. Произошла узурпация власти: президент может принять любое решение, например купить самолет, а министр финансов должен поставить свою подпись, а потом за это отвечать. Никто не хочет быть крайним".

Недоумение в связи с решением господина Кокойты о реформировании системы управления можно легко объяснить тем, что президент Южной Осетии считает "ставленников Москвы" конкурентами и пытается лишить их рычагов влияния. Между тем, новая система управления в Южной Осетии уже привела к ряду скандальных ситуаций. Одна из них связана с невыплатой долгов подрядчикам, ведущим строительные работы в республике. Правительство республики отказалось погашать выставленные ими счета, считая их "завышенными".

Кроме «строительного» Южную Осетию, похоже, ждет и другой скандал, связанный с нецелевым расходованием бюджетных средств, направленных в республику. "Я слышал, что после войны туда пришли большие транши и что они пропали,— рассказал господин Морозов.— Однако я уже тогда не работал, и подтвердить это не могу. Зато я могу подтвердить, что перед войной мы получили очередной транш из Москвы, успели выдать зарплату людям. Когда началась война, в национальном банке Южной Осетии оставались от этого транша около 100 млн руб. Эти деньги исчезли. Я знаю, что у нового премьера по этому поводу появились вопросы, из-за этого у них с Кокойты и случился конфликт".

Еще один скандал может разразиться в связи с кадровой политикой в Южной Осетии. Новое правительство республики практически полностью сформировано по протекции президента. Кокойты привел в Южную Осетию своих людей, чтобы проще было отмывать деньги. Сейчас, когда он замкнул на себя все финансирование, а вокруг него только свои люди, решать такие вопросы будет легко.

Спасти, что осталось.

По данным Минрегиона РФ, всего на 2008 - 2010 годы в федеральном бюджете на реализацию программы восстановления Республики Южная Осетия предусмотрено 14,2 млрд. рублей. В 2008 - 2009 годах в рамках мероприятий Комплексного плана (государственный заказчик – Государственный комитет по реализации проектов восстановления РЮО) финансирование составило 8,5 млрд. рублей, в 2010 году федеральным бюджетом предусмотрены ассигнования в сумме 5,7 млрд. рублей, из которых:

- 0,63 млрд. рублей направлено на завершение реализации Комплексного плана;

- 5,07 млрд. рублей на реконструкцию и строительство объектов в рамках Межправительственного соглашения от 26 августа 2009 года об оказании помощи Республике Южная Осетия в социально-экономическом развитии (государственный заказчик - ФГУ «Южная дирекция реализации программ и проектов»).

Материалы Счетной палаты указывают, что в 2009 г. году Минфин России, изыскал и направил в Южную Осетию 9,9 миллиарда рублей федеральных средств, из них на оказание финансовой помощи в целях социально-экономического развития Республики в сумме 2,8 млрд.р ублей, на оказание финансовой помощи в целях осуществления бюджетных инвестиций на сумму 7,0 млрд. рублей.

На выполнение мероприятий по реализации программы социально-экономического развития Южной Осетии на 2011 год федеральным бюджетом выделено 6,8 млрд рублей.

Международные эксперты из International Crisis Group подсчитали, что на помощь Южной Осетии Россия с августа 2008 года выделила в общей сложности 840 млн долл. (~26 млрд. руб.)

Россия выделяет огромные средства в помощь населению Южной Осетии. Сегодня уже и в Москве отчетливо понимают, что выделяли конкретному южному осетину. Теперь в полный рост встал вопрос:

«Как сохранить еще не разворованное и распределить выделяемое и наконец стоит ли и дальше оказывать доверие команде, которая создала бездонную дыру именуемую сегодня Южной Осетией?»

Источники материала
Есть что сообщить по данной теме? Свяжитесь с редакцией hello@moment-istini.com
Приемная редакции «Момент Истины» работает 24/7
Написать письмо
Колумнисты
Сейчас читают

Новости