Курс валют:
USD 92.2628   EUR 99.7057 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

Когда фронтовики проклинают Родину

Дата публикации: 05.10.2011
Редактор: Островский Николай
Когда фронтовики проклинают Родину
Жестокое поражение потерпели в Петербурге ветераны Великой Отечественной войны. И от кого – от своих же российских сограждан, только облаченных властью. А власть в нашей стране, как известно, это бо-о-ольшая сила!

Можно начать с того, что несколько очень пожилых жителей города на Неве обратились весной в суд с иском о признании незаконным так называемого ценза оседлости. Согласно этому цензу, получить от государства жильё могут в Северной Столице (равно как и в Первопрестольной) исключительно «свои», местные фронтовики и труженики тыла. Точнее, те из них, кто зарегистрирован здесь не менее 10 лет. А те, кто меньше пусть даже всего на несколько дней – не имеют права на отдельную бесплатную квартиру.

Весной судья городского суда Татьяна Гунько вынесла однозначное решение: ценз – вне закона! Однако Прокуратура СПб, а вслед за ней Верховный суд вернули дело на новое рассмотрение, потребовав изменить состав суда. Во вторник 3 октября коллега Гунько судья Сухарева в точности исполнила установку сверху, признав законным ограничение прав ветеранов…

Но я начну с того, что исполнение президентского указа о предоставлении собственного жилья всем тем, кто воевал с фашизмом – на передовой ли, в партизанских отрядах, в тылу – и обеспечил в 1945-м Победу нашей страны в страшной войне, сопровождалось в Петербурге нескончаемыми скандалами. Три минувших года, предшествовавшие 65-летию славной Победы, только и разговоров было (и среди горожан, и в чиновничьих кабинетах) как об этом самом жилье для очень уже пожилых, чаще всего, больных и нередко одиноких людей.

Сказать, что соответствующие списки составлялись избирательно, значит, ничего не сказать. В районных собесах специально назначенные клерки чуть ли не по минутам высчитывали сроки проживания ветеранов-льготников в Петербурге, а также – по сантиметрам – квартирный метраж семей. У кого «перебор» составлял, например, всего-то 5-10 см, их тут же из списков вычеркивали.

Так случилось с 80-летней Надеждой Дмитриевной Гамаль, жительницей блокадного Ленинграда, и её 85-летним мужем-фронтовиком, инвалидом войны. Живут они в 4-комнатной малогабаритной квартире всемером: сами старики, их сын с женой, два взрослых внука, один из которых тоже уже с женой. Все инстанции обошли ветераны с просьбой: расселите, пожалуйста! И ведь не хоромы просили – скромную «однушку» в любом конце города, можно и в старом фонде. «Состоите на учете по улучшению жилищных условий? – С издевкой спрашивали у них чиновники. – Нет? Вот для начала встаньте…». Но на учет их не ставили, потому, что «метраж у вас соответствует». В Петербурге норма – 9 кв. метров на человека.

А 90-летнюю (!) фронтовичку А. А. Степанову оставили жить в деревянном доме с печным отоплением в поселке Песочный Курортного района. Дом двухэтажный, на несколько квартир, но давно опустевший, так как признан аварийным. Только полуслепая и едва двигающаяся Степанова с единственными оставшимися у неё родными людьми - внучкой и правнуком осталась там. Просто потому, что просьба старушки, вытащившей с передовой не один десяток раненных солдат (чьих-то ведь дедов!), о жилье на троих, показалась чиновникам «нахальной»…

Сотни таких примеров в городе, когда-то героически пережившем беспрецедентную по своей жестокости блокаду. Пережившей не в последнюю очередь благодаря сплоченности самих жителей, их взаимопомощи. Никому и в голову не приходило делить тогда людей на «своих» и не «своих». А ведь война застала в Ленинграде немалое число приезжих, не сумевших вовремя вернуться в родные края.

Зато теперь мы, войны не знавшие, родившиеся много-много лет спустя после того, как нынешние старики отстояли для нас свободу, делим их на «наших» и «не наших». Приехали сюда больше 10 лет назад? Хорошо. Меньше? Значит вы – никто.

Именно так сказали 79-летней Таисии Михайловне Р. в районном отделе соцобеспечения, куда женщина позвонила уточнить сроки сдачи документов на получение отдельного жилья. Почти всю свою жизнь прожила она в подмосковной деревне – там в свое время встретила будущего мужа, там его похоронила. Похоронив, поехала к давно звавшим её детям в град Петров. В их скромную коммуналку на Васильевском острове. Жила (и живёт) большая семья из 5 человек дружно. В точности с поговоркой «в тесноте, да не в обиде». Но от возможности получения отдельной квартиры для пожилой фронтовички отказываться не стали. Когда узнали про 10-летний ценз, сначала не поняли, о чем речь. Попросили уточнить. Тут им сотрудница по-простому и сказала: ваша бабушка для нас, петербуржцев, никто, чужая, а квартиры мы только своим даем…

Корреспондент «СП», взявшись было помочь Таисии Михайловне, навела об этой чиновнице мелкого ранга справки. И совершенно нечаянно выяснила, что она приехала в Петербург три года назад из Псковской области. Удачно вышла замуж. У неё двухкомнатная квартира там же, на Васильевском, с видом на Финский залив…

- Мы не можем обойти закон, - не раз комментировала многочисленные схожие истории нынеэкс-губернатор города Валентина Матвиенко. – А он требует от нас соблюдения и ценза оседлости, и метража.

Ещё Валентина Ивановна много говорила о том, как замечательно Смольный выполняет национальную программу «Жилье всем ветеранам». Одними из первых в России выполнили её, «стопроцентно обеспечив всех и каждого отдельными благоустроенными квартирами». Их надо было видеть – эти квартиры в новостройках посреди пустырей, с неподключенным (или подключенным по временной схеме) электричеством, текущими батареями и не принятыми в эксплуатацию лифтами!.. Кстати, предлагалось бесплатное жилье старикам на первом или на последнем этажах – то есть, то, что подешевле. Случалось, натерпевшиеся за десятилетия ожиданий люди шли друг на друга стеной, отвоевывая себе более удобный для них первый. Не они виноваты – власть, с её психологией «хочу казню - хочу милую».

- Конечно, это наш долг, помогать ветеранам, - комментирует по просьбе «СП» ситуациюдепутат местного законодательного собрания Елена Бабич. - Эти люди воевали за нашу страну, сохранили её целостность. Мне вообще странно слышать о том, что кто-то «недостаточно здесь пожил». Да они заслужили право жить там, где считают нужным! И если так сложилось у них на старости лет, что условия для проживания неподходящие, государство должно помочь, найти возможность и решить проблему.

- Нужно и можно говорить о цензе оседлости, но не для ветеранов, а для гостей, которых сегодня в Петербурге сотни тысяч, - вторит коллеге Олег Нилов. - И у многих из этих гостей уже давно все в порядке здесь, есть и квартиры, и машины, и дачи. Почему им не выставляют такие преграды, как фронтовикам и труженикам тыла? Почему Смольный начал с ветеранов? Держат оборону против них?

Из опрошенных вашим корреспондентом народных избранников лишь один – представитель партии власти «Единой России» - Виталий Милонов полностью «на стороне закона»:

- Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы люди, приехавшие когда-то в наш город, перевезли сюда ещё кого-то, а потом решали вопрос размещения родственников за счет разных программ, - говорит Виталий Валентинович. - Город не сможет всех обеспечить. И мы строго будем действовать в рамках действующего законодательства!

Ну, да, вы же – власть. А где власть, там и деньги. Себе и своим близким и дальним родственникам уже что могли, купили, построили, организовали.

К слову, весь сыр-бор идет о совсем небольшой группе людей. Тех, кто имеет перед Родиной фронтовые заслуги, но прожил в Петербурге менее пресловутых 10 лет, всего несколько десятков человек. На то, чтобы купить для них однокомнатные квартиры денег потребуется меньше, чем на ремонт одного участка кольцевой автодороги, которую ещё толком не завершили, но уже не в первый раз ремонтируют.

P.S. Выходя во вторник из здания городского суда на Фонтанке, ветераны, подавшие иск о незаконности ценза, не скрывали эмоций. Кто-то плакал. А кто-то клял последними словами ту страну, в которой прожил, которую защитил от фашизма, а потом поднимал - голодая, замерзая в убогих лачугах, нищенствуя на копеечную зарплату. С единственной надеждой: на светлую уютную старость.

Санкт-Петербург

Источники материала
Есть что сообщить по данной теме? Свяжитесь с редакцией hello@moment-istini.com
Приемная редакции «Момент Истины» работает 24/7
Написать письмо
Колумнисты
Сейчас читают

Новости