Курс валют:
USD 92.2628   EUR 99.7057 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

Москва бросает Кипру спасательный круг

Дата публикации: 20.03.2013
Редактор: Островский Николай
Москва бросает Кипру спасательный круг
Но это не избавит российскую «офшорную аристократию» от потерь – она получила «черную метку»
Москва бросает Кипру спасательный круг. Но это не избавит российскую «офшорную аристократию» от потерь – она получила «черную метку»
Парламент Кипра во вторник вечером отклонил законопроект о введении принудительного списания части депозитов вкладчиков банков. Вариант спасения острова, предложенный Евросоюзом, провалился. Это сообщение стало новостью номер один для утренних новостей на всех федеральных российских каналах. Новость номер два – ночной телефонный разговор между президентами России и Кипра. Новость номер три – срочный визит министра финансов островной республики Михалиса Сарриса в Москву, где он должен в среду встретиться с главой Минфина Антоном Силуановым. Что это значит? А то, что спасать тонущий Кипр, а также осевшие в офшоре деньги российских олигархов, банкиров, коррумпированных чиновников ( их потери могут составить 2, 5 -3 млрд евро), придется, скорее всего, нам. Это вместо того, чтобы поднимать пенсии, строить больницы, дороги, помогать тем же детям-сиротам и семьям, их усыновившим.
Теперь о стариках и сиротах придется забыть. Выручать будем нашу «элиту». Российские власти, начиная с президента и премьера, уже успели осудить вынужденную меру киприотов, сравнив ее с конфискацией. Тем временем, как говорят эксперты, около 75% активов россиян, которые находятся в офшоре на Кипре, имеют незаконное происхождение. Это деньги, которые хранятся на острове еще со времен ваучерной приватизации, а также коррупционные поборы чиновников и доходы от преступных операций с бюджетными ресурсами, таких как незаконный возврат НДС, неуплата налогов и так далее.
В связи с этим губернатор Белгородской области из «единороссов» Евгений Савченко даже публично предложил властям Кипра национализировать 70% от суммы вкладов россиян. По его мнению, это позволит «отделить патриотов от киприотов». Судя по нервозности Кремля в «кипрском вопросе», эти слова могут Савченко аукнуться.
Откуда же столь бурная реакция высших российских чиновников, включая президента и премьера, на события на Кипре? Об этом «СП» побеседовала с экономистом Владиславом Жуковским. - Столь сильного переполоха в Кремле и правительстве не наблюдалось с середины октября 2008 года, когда Россия оказались в шаге от кризисного обвала. А ведь еще в 2002 году, на съезде ТПП президент Владимир Путин недвусмысленно предупреждал крупный олигархический бизнес, что масштабный вывод активов российскими «эффективными менеджерами» в офшорные юрисдикции, с целью минимизации налоговых платежей и сокрытия информации о реальных собственниках активов, однажды обернется для них большой головной болью. И произошло ровно то, что и должно было произойти: пузырь в банковском секторе Кипра лопнул, офшорная гавань оказалась на грани дефолта, а вывезенные в кипрскую налоговую гавань активы россиян - в зоне риска.
«СП»: - Почему же российские компании и банки так любят офшоры, если оставить в стороне чисто криминальные операции? - Отечественные компании и банки были вынуждены менять прописку и уходить в офшорные юрисдикции для упрощения процедуры получения иностранных кредитов, потому что иностранные банки не хотели связываться с российской судебной системой и нести политические риски. Этому способствовала и затеянная в начале 2000-х годов внешнеэкономическая либерализации, которая вылилась в демонтаж системы валютного регулирования и валютного контроля. В результате за период 2002-2012 годов, на фоне искусственного поддержания дефицита денежного предложения в экономике со стороны Банка России и Минфина, и непозволительно высоких ставок по кредитным ресурсам внутри страны, размер внешней задолженности российских компаний и банков увеличился в 17 с лишним раз – с 32,5 до 564,3 млрд долларов.
«СП»: - А что вы скажете по поводу «конфискации»? - По выражению премьер-министра Дмитрия Медведева, решение властей Кипра ввести налог на банковские вклады является «странным и спорным» и выглядит «просто как конфискация чужих денег». Более того, председателю правительства «такая практика, к сожалению, достаточно хорошо была известна и знакома по советскому периоду, когда обменивали деньги с коэффициентами, не возвращали». Да, безусловно, настоятельные «рекомендации» Брюсселя обложить прогрессивным, и при этом весьма невысоким налогом банковские депозиты, является своего рода формой конфискации имущества. Однако, во-первых, Медведев ни слова не сказал о том, кому принадлежат эти «чужие деньги» и каков источник их происхождения. Он забыл упомянуть о том, что подавляющая часть находящейся на Кипре российской собственности имеет незаконный характер и была приобретена в ходе преступных ваучерных и кредитно-залоговых аукционов, разворовывании бюджетных ресурсов на пирамиде ГКО-ОФЗ и масштабного незаконного вывоза капитала из страны. А во-вторых, премьер-министр не объяснил, почему российское правительство в течение двух десятилетий, в том числе и при его президентстве, закрывало глаза на усиливающуюся офшоризацию российской экономики и масштабный исход российского бизнеса в налоговые гавани.
«СП»: - По вашему, власти Евросоюза правы, предлагая решить государственные проблемы Кипра за счет частных денег? - Это самое непосредственное проявление принципа «кто платит, тот и заказывает музыку». Брюссель предложил выгодный ему вариант спасения финансовой системы. Он не прошел. Теперь руководство России в интересах «офшорной аристократии» может постараться взять инициативу на себя, и выступить в качестве благотворителя, который предоставит Кипру изначально невозвратный заем или кредит. Однако нужно понимать, что в условиях, когда Минфин призывает россиян потуже затянуть ремни, когда сокращается финансирование экономики, науки, образования, здравоохранения, ЖКХ, столь искреннее желание правительства помочь пяти процентам богатых россиян, чьи активы зависли на Кипре, вызовет вполне объяснимое недоумение у всех остальных граждан России.
«СП»: - Что будет, если правительство Кипра не справится с ситуацией и все же объявит дефолт? - В случае, если наступит паралич межбанковского рынка и произойдет цепная реакция банкротств кипрских банков, то российские банки, работающие с зарегистрированными на Кипре компаниями российского происхождения, могут потерять от 50 до 70 млрд долларов. Причем, это масштабы потерь одних только банков, не считая нефинансовых организаций. При этом нужно понимать, что Кипр является ключевым звеном российской экономики. На долю этого офшороного острова приходится свыше 21% иностранных инвестиций в экономику России - 76,7 млрд из 362,3 млрд долларов по состоянию на конец 2012 года. В подавляющем большинстве случаев речь идет о возврате в Россию российского же капитала, который был законным и незаконным образом вывезен на Кипр, легализован и «отмыт», а затем, сменив прописку, вернулся обратно в Россию уже под вывеской «иностранного капитала», получив налоговые льготы и прочие преференции.
«СП»: - Потери российских олигархов и банкиров, могли составить 2,5 – 3 млрд. евро. Это сущие копейки не только по сравнению с 1,5 трлн долларов, вывезенных из России за последние 22 года «рыночных преобразований», но даже с 48 млрд долларов, которые незаконным образом были вывезены из России в одном лишь 2012 году… - Да, для российских крупных бизнесменов и чиновников, которые на протяжении последних двух десятилетий активно вывозили капитал и «освоенные» бюджетные ресурсы в офшорные гавани, это капля в море. Однако их напугал сам факт того, что руководство Еврозоны увязывало спасение Кипра и выделение стабилизационного кредита в размере 10 млрд евро, с декриминализацией финансовой системы, повышением прозрачности банковского сектора и борьбой с легализацией преступных активов.
«СП»: - Как отразится этот прецедент на дальнейшей судьбе Кипра, останется ли он офшором для российских коррупционеров и олигархов? - Шаг Брюсселя по введению налога на депозиты, пусть даже отклоненный кипрским парламентом, важен принципиально. Это «черная метка» для российской «офшорной аристократии» - коррупционеров и олигархов. Важны не сами по себе убытки, которые они понесут - речь идет о мизерных суммах - принципиально важен сам сигнал Брюсселя на усиление контроля за кипрским офшором, и его намерение затеять финансовое оздоровление Кипра, с целью выдавливания российского крупного капитала из налоговой гавани.
Что бы ни говорили в Москве, европейские элиты имеют на это моральное и юридическое право, ведь подавляющая часть (70-80%) активов россиян, которые сконцентрированы в офшорных юрисдикциях, в том числе на Кипре, имеют незаконные и нелегальные источники происхождения. И если руководство Евросоюза захочет напомнить российским олигархам и их коррумпированным покровителям в кабинетах власти о том, кто является «хозяином в доме», и решит слегка прижать российский капитал на Кипре, инициировав дальнейшее повышение налогов, то у граждан России не будет практически никаких шансов защитить свои активы в суде. Ведь большинство из них окажутся просто не в силах объяснить правоохранительным органам Евросоюза источник происхождения своих многомиллиардных состояний.

Источник
Источники материала
Есть что сообщить по данной теме? Свяжитесь с редакцией hello@moment-istini.com
Приемная редакции «Момент Истины» работает 24/7
Написать письмо
Колумнисты
Сейчас читают

Новости