ООО "Кофе Хауз", входящее в ГК "Шоколадница" и управляющее одноименной сетью кофеен, столкнулось с угрозой банкротства. Инспекция Федеральной налоговой службы 4 по Москве подала иск в Арбитражный суд города о признании компании несостоятельной. В случае удовлетворения иска это может негативно отразиться на репутации всей ресторанной группы.
Как стало известно редакции "Момент Истины" из базы арбитражных дел, заявление о банкротстве было подано еще 20 мая 2025 года. В арбитражной картотеке, к сожалению, не приводится деталей относительно суммы задолженности или других обстоятельств дела. "Момент Истины" направил запрос в ФНС, однако ответа на момент публикации получить не удалось. В ГК "Шоколадница", в свою очередь, заявили, что официального уведомления о банкротстве от налоговой службы они не получали и информацией о размере претензий не располагают. Представители компании также подчеркнули, что ООО "Кофе Хауз" в настоящее время не имеет существенных активов и фактически не ведет активной деятельности.
Однако, по данным системы СПАРК, "Кофе Хауз" продолжает генерировать доход. Выручка компании в 2024 году, хоть и снизилась на 17% по сравнению с предыдущим годом, составила 1,55 млрд рублей. При этом чистая прибыль, наоборот, выросла на 53% и достигла 121,5 млн рублей, а чистые активы на конец года оценивались в 191,5 млн рублей.
"Момент Истины" также выяснил, что компания владеет сертификатом на производство жареного зернового кофе, четырьмя действующими лицензиями на продажу алкоголя в Москве, товарными знаками "Кофе Хауз" и "Фабрика кофе "Вари и пей"", а также договорами аренды помещений и доменными именами, связанными с сетью кофеен. Согласно информации на сайте сети, в настоящее время в Москве функционируют пять точек "Кофе Хауз". Основным владельцем ГК "Шоколадница" является Александр Колобов. В 2020 году из компании вышел его партнер Симан Поваренкин, получивший в результате раздела бизнеса активы KFC, Pizza Hut и Panda Express.
Юридические эксперты отмечают, что при наличии налоговой задолженности, превышающей 2 млн рублей и просроченной более чем на три месяца, шансы на удовлетворение заявления о банкротстве достаточно высоки. Дмитрий Галанцев, управляющий партнер адвокатского бюро "Пропозитум", поясняет, что если компания с миллиардными оборотами не ведет самостоятельной деятельности и не несет значительных расходов, то сумма требований со стороны ФНС может быть весьма существенной. Павел Новиков, партнер "Меллинг, Войтишкин и партнеры", согласен с тем, что отсутствие активной деятельности и значимых активов существенно повышает вероятность введения процедуры банкротства.
Павел Желновод, адвокат, считает, что в такой ситуации наиболее эффективным способом защиты прав кредиторов является инициирование привлечения контролирующих компанию лиц к субсидиарной ответственности по ее долгам. Иван Рыбаков, советник юрфирмы "МЭФ Legal", также отмечает, что банкротство одной из компаний в составе группы может повлечь за собой цепную реакцию, затрагивающую другие звенья, в зависимости от масштаба финансовых проблем.
Стоит отметить, что ранее сеть "Кофе Хауз" была значительно крупнее. В 2014 году она насчитывала 226 заведений по всей России. Однако после вхождения в ГК "Шоколадница" развитие сети практически остановилось, констатирует Надежда Цветкова, руководитель отдела аренды торговых помещений CORE.XP. Владимир Чернусь, руководитель направления торговой недвижимости IBC Real Estate, связывает сокращение числа точек с изменением потребительских предпочтений и появлением новых, более востребованных форматов кафе, таких как "Дринкит" в демократическом сегменте и Surf Coffee в премиальном.
По мнению аналитика ресторанного рынка, ситуация с "Кофе Хауз" демонстрирует уязвимость даже крупных игроков в условиях меняющегося рынка и растущей конкуренции. Недостаточная адаптация к новым трендам и отсутствие инвестиций в развитие сети могли стать ключевыми факторами, приведшим к текущим проблемам. Банкротство "Кофе Хауз" может стать сигналом для других участников рынка о необходимости более гибкой стратегии и постоянной работы над улучшением потребительского опыта.