В Подмосковье вынесены первые приговоры по громкому уголовному делу о незаконной вырубке леса, который инициировали организованные преступные группы во главе с бывшими высокопоставленными чиновниками. Судебные процессы начались два месяца назад, а на текущий момент осуждены два фигуранта: бывший гендиректор «Центрлесхоза» Олег Жигарев и экс-директор Виноградовского филиала Мособллеса Борис Кузнецов. Они получили шесть и пять с половиной лет лишения свободы соответственно.
Судьи Светлана Зарецкая и Мария Андрейкина приступили к рассмотрению дел Жигарева и Кузнецова в конце апреля 2024 года. Им были предъявлены обвинения в участии в организованном преступном сообществе (ОПС) и в совершении нескольких эпизодов крупномасштабного мошенничества, а Борису Кузнецову еще и злоупотребления должностными полномочиями.
По данным следствия, ОПС было создано в 2015 году тогдашними зампредом комитета лесного хозяйства Московской области Александром Прокопченко и экс-гендиректором ГКУ «Мособллес» Натальей Нефедьевой. В состав группы вошли различные высокопоставленные чиновники, управляющие лесным хозяйством, а также коммерсанты, чей бизнес был завязан на лесных ресурсах.
Расследование началось 30 ноября 2021 года с пяти эпизодов крупного мошенничества, связанных с незаконной вырубкой в Орехово-Зуевском, Шатурском, Ногинском, Егорьевском и Виноградовском лесничествах. Общая площадь незаконных вырубок достигала десятков гектаров. Например, в районе СНТ «Цветмет» было вырублено 5 га, под Шатурой — 4 га, около деревни Большое Гридино — 3 га.
Во время расследования раскрылись дополнительные факты противоправных действий, включая взяточничество и хищение бюджетных средств. Фигуранты, многие из которых находились в СИЗО или под домашним арестом, были также обвинены в участии в ОПС.
Как установило следствие, ОПС включало три структурированные преступные группы, в которые помимо руководящих лиц входили должностные лица Мособлкомлеса и «Мособллеса», а также коммерсанты. Их задачей было обеспечение беспрепятственного оформления участков под санитарные вырубки и лесовосстановительные работы, которые часто проводились только на бумаге. За фиктивные акты участия чиновники получали взятки до 1,5 млн рублей.
Основным исполнителем вырубки здоровых лесов было ООО «Плитинвест», принадлежащее сыну Натальи Нефедьевой — Денису Нефедьеву. Именно его компания регулярно выигрывала тендеры на вырубку заражённого леса, но на деле незаконно вырубала здоровые участки, кормя деревом мебельные фабрики и деревообрабатывающие предприятия, получая за это неплохую прибыль.
Одним из первых свою вину признал Николай Шевченко, гендиректор «Плитинвеста». Он пошёл на сотрудничество с прокуратурой, и его дело начали рассматривать в мае 2024 года. Государственный обвинитель уже запросил для него десять лет лишения свободы.
Олег Жигарев и Борис Кузнецов, также признавшие свою вину и заключившие досудебные соглашения, были приговорены к шести и пяти с половиной годам заключения. Прокурор требовал девять лет для каждого из них. Адвокат Жигарева Константин Рогозин считает приговор чрезмерно суровым и намерен его обжаловать.
Показания трех свидетелей, ранее осужденных по этому делу, являются важным элементом доказательной базы против Александра Прокопченко и Натальи Нефедьевой. Судебное разбирательство по их делу началось в июне 2024 года в Красногорском городском суде.
Помимо Прокопченко и Нефедьевой, на скамье подсудимых находятся еще семь человек, которые в основном являлись их подчиненными. Обвинения против них различаются в зависимости от их роли в предполагаемой схеме и включают:
- Создание и участие в организованном преступном сообществе (ОПС)
- Особо крупное мошенничество
- Получение, дача и посредничество во взяточничестве
- Злоупотребление служебным положением
- Уничтожение или повреждение лесных насаждений
Согласно оценке следствия, ущерб, причиненный фигурантами дела в результате незаконных вырубок подмосковного леса, превышает 150 миллионов рублей.