Курс валют:
USD 93.2519   EUR 99.3648 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

Привычка предавать… или когда сдали Святую Софию

Дата публикации: 31.07.2020
Автор: Мельников Антон,
Редактор: Островский Николай
Привычка предавать… или когда сдали Святую Софию

В 1448 году произошло очень важное событие в жизни нашего государства — собор русских архиереев посвятил в митрополиты епископа Иону. Событие важное, в том числе и потому, что именно с этого момента русская православная церковь стала независимой от Константинопольского патриархата.

Давайте вспомним что же предшествовало этому событию.

В 1439 году была подписана Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православной церкви. Одним из подписавших эту унию был митрополит Киевский и всея Руси Исидор. Тот самый Исидор, который через две недели после подписания унии получил от папы Евгения IV сан кардинала и продолжил успешно работать на благо римской церкви.

Вообще, такое редкостное единение греческого духовенства, византийского императора Иоанна VII Палеолога и римской католической церкви направленное на уничтожение Православия уже тогда вызывало множество вопросов. На самом Ферраро-Флорентийскийском соборе против унии выступали митрополит Марк Эфесский, митрополит Иверский Григорий, митрополит Нитрийский Исаакий, митрополит Газский Софроний и епископ Ставропольский Исаия. Стоит отметить, что самым ярым и непримеримым был именно святитель Марк Эфесский.

Попытки Византийского духовенства и императора оправдать унию надеждой получить помощь от Западной Европы, на мой взгляд были лишь оправданием. Мы прекрасно помним, что во время четвертого крестового похода крестоносцы взяли и разграбили в 1204 году Константинополь. Так что заключение унии вряд ли привело бы к помощи, но совершенно точно могло дать возможность верхушки власти обеспечить себе надежное укрытие.

Что очень хорошо подтверждается дальнейшими заигрываниями греческого духовенства с католиками вплоть до падения Константинополя.

Интересно отметить и тот факт, что после 1453 года Константинопольские патриархи, вполне естественно, были ставленниками высшей власти Османской империи. Именно с их подачи вновь была подчинена Константинопольскому патриарху Болгарская православная церковь, платившая повышенные налоги, в то время как, скажем иезуиты пользовались благоволением Дивана Высокой Порты.

Для полноты картины нужно понимать отличие устройства католической общины в Турции от остальных христианских общин. Католическая церковь в Турции не находится ни в какой связи с государством османов. Папа назначает епископов без участия Порты, а католическое население Турции управляется духовенством, которое стоит в теснейшей связи и исключительной зависимости от папского престола. Греческая Церковь имеет всё-таки вид правительственного учреждения.

Итак, испортившиеся отношения между Константинопольской Патриархией и Русской Православной Церковью только ухудшались, причем следует отметить, что в решительное наступление перешла именно греческая сторона.

21 июля 1458 года на папском совете в Риме с согласия беглого митрополита Исидора, который признавался папской курией единственным законным митрополитом «всея Руси», было принято решение о разделении единой Киевской митрополии на две части: их можно условно назвать «западной» и «восточной». В западную часть вошли епархии, которые находились в политических границах владений Польши и Литвы. Восточная часть, то есть епархии великого княжества Московского и независимых русских земель, оставалась в подчинении митрополита Ионы. Все в том же Риме 15 октября 1458 года униатским патриархом Григорием Маммой в предстоятели западной части митрополии — «Киевской, Литовской и всея Руси» — был рукоположен последователь Исидора Григорий Болгарин.

Но сейчас все же не о латинянах, а о греческой церкви. Как я уже написал выше ни один патриарх Константинопольский не мог быть назначен без ведома (согласования) властей Османской империи, а затем и Турции. И соответственно не мог не проводить политику выгодную именно им.

Константинопольское непризнание автокефалии Русской Церкви продолжалось до 1593 года, когда на Руси уже было установлено патриаршество. Формальное запрещение с Русской Церкви Константинополем так и не было снято.
Раскол, учиненный Никоном, был связан еще и с тем, что он начал настаивать на приведении русской церкви к единообразию с греческой, а царь Алексей Михайлович поддержал реформу, поскольку унификация церковных обрядов и книг с греческим каноном позволила бы России упрочить авторитет на международной арене, а Москва подтвердила бы статус центра всего православия.

Обратите внимание на этот момент.

Напомню, свадьба Ивана III с Софьей Палеолог племянницей последнего императора Византии Константина XI Палеолога имела помимо всего прочего еще и утверждение Московского княжества, как наследника Византийской империи — «Москва — третий Рим». То есть вопросы преемственности, как политической, так и религиозной никаких сомнений и вопросов не вызывают. Зачем тогда Никону было необходимо «возвращаться» к вопросу унификации? Или это было необходимо не Никону, а Алексею Михайловичу Романову? Смотрите как интересно получается. Тем более мы знаем, что еще Михаил Федорович начал активно финансово поддерживать Константинопольского патриарха, а Петр Алексеевич пребывал в интенсивных сношениях с восточными патриархами, а к Константинопольским патриархам обращался в том числе и с частными духовными просьбами. Может именно в этот момент ему и подсказали ужесточить репрессии в отношении старообрядчества? Как же так получается, что указ, провозглашавший веротерпимость одним из главных государственных принципов в отношении старообрядцев, не применялся? Больше того, «За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение), полагалась смертная казнь», что было подтверждено еще раз в 1722 году.
Внимательный читатель задаст вопрос, а причем тут Собор Святой Софии, вынесенный в заголовок?

Давайте вспомним чем является для православного мира Собор Святой Софии?

Построенный еще в первой половине IV века при императоре Константине I, храм несколько раз горел, но восстанавливался, пока в 532 году император Юстиниан I не повелел возвести на его месте грандиозный храм — Собор Святой Софии — Премудрости Божией.

Храм, поистине, является знаковым местом для Православия вообще и русского Православия в частности.

В Святой Софии крестилась святая равноапостольная Ольга. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что там же крестился и равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь. 16 июля 1054 года в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Интересно и то, что среди приданного Софьи Палеолог могла находиться часть реликвий, которые успели спасти из храма Святой Софии.

Обратите внимание, в тезисе «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать» прослеживается очень четкое понимание того, что первые два Рима подвергнуты наказанию за их измену православию, после чего их место заняла Москва. Если же и Москва впадёт в грехи, ей не последует четвёртый Рим просто потому, что нигде в мире нет больше ни одного православного государства. Это означало бы конец света. Это мысли исследователей, в том числе и зарубежных. Последнее особенно ценно именно тем, что серьезные, независимые исследователи прямо указывают на преемственность, даже не столько политическую, сколько духовную, сохраняющую истинно православную веру. Именно разрушение этой преемственности можно смело считать одной из задач, которые стоят и перед Римом, и перед никонианами.
Но вернемся к храму.

Когда 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, и повелел обратить его в мечеть, в этом не было ничего удивительного большинство церквей мусульмане превращали в мечети. Но даже превращенная в мечеть Святая София все-равно оставалась духовным символом православия.

В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком, Айя-София стала музеем.

А теперь внимание!

В 2018 году начинается атака со стороны РПЦ на старообрядцев (смотрите мои материалы «В какие игры они играют или мошенник без рясы» и «Поп Гапончик современности»). В это же время обостряется ситуация с организацией мусульманских религиозных обрядов в музее Святой Софии, которую планируют обратно превратить в мечеть. Синхронные события, не правда ли?

В 2019 году наш поп Гапончик продолжает попытки рейдерского захвата староообрядческих обществ основывая так называемый Всемирный союз староверов «Русская вера», а турецкие власти продолжают движение к восстановлению в Святой Софии мечети.

2020 год…

Мне одному эти совпадения кажутся странными?

Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.

Автор материала
Источники материала
Есть что сообщить по данной теме? Свяжитесь с редакцией hello@moment-istini.com
Приемная редакции «Момент Истины» работает 24/7
Написать письмо
Колумнисты
Сейчас читают

Новости