«Однажды на придворном балу император Николай I спросил французского маркиза Астольфа де Кюстина, гостившего в ту пору в России:
— Маркиз, как вы думаете, много ли русских в этом зале?
— Все, кроме меня и иностранных послов, ваше величество!
— Вы ошибаетесь. Вот этот мой приближенный — поляк, вот немец. Вон стоят два генерала — они грузины. Этот придворный — татарин, вот финн, а там крещеный еврей.
— Тогда где же русские? — спросил Кюстин.
— А вот все вместе они и есть русские…»
Исторический анекдот
Я очень часто слышу и читаю в комментариях — хватит жить имперским сознанием. Наверное, это справедливо для того, кто родился в
Если обратиться к Большой советской энциклопедии, то мы увидим следующее определение: «Импе́рия (от лат. imperium — власть, государство) 1) наименование монархических государств, главой которых является Император. Империя — чаще всего обширное государство, включившее в свой состав (нередко путём завоеваний) территории других народов и государств; некоторые Империи имели в своём составе несколько королевств.
2) Крупные государства, имеющие обширные колониальные владения. Империю образует метрополия и её колонии (например, Британская империя, включавшая наряду с Великобританией все её доминионы и колонии)».
Конечно, я понимаю, что трактовок империй много, как и подходов к пониманию того, что такое империя. Я для себя, тоже определяю понятие империи, но не в политологическом, а скорее в идеологическом аспекте.
Мне достаточно близки, с понятийной точки зрения, работы Шмитта и Маккиндера, в которых они достаточно подробно разбирают различные виды империи, разделяя их по форме экспансии — талассократические и теллурократические. При согласии с их подходом, я все же не уверен, что талассократические империи, являются империями в полном смысле этого слова.
Сущность империи, на мой взгляд, заключается в том, что она объединяет разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром и гарантирует для всех действие имперских законов, а, следовательно, равные права и равный доступ к различным имперским ресурсам.
Если опираться на эту точку зрения, то не сложно заметить, что ряд государств, которые мы традиционно считаем или считали империями, таковыми не считаются. Например, Британская, Испанская, Османская империи располагаясь на обширных территориях не наделяли всех, кто входил в состав империи не только равными правами, но даже не всегда признавали за ними право числиться просто людьми. Плюс к этому старательно проводилась политика ассимиляции, а порой и просто уничтожения не согласных с этой политикой. Это, так же верно и в отношении Германии и
Обратите внимание, долго и достаточно успешно живут (не зависимо от названия и территориальных изменений) только те империи, которые выдерживают подход, связанный с обеспечением общих прав всем на присоединенных территориях.
Наиболее показательным в этом отношении является Римская империя, которая нравится это
Римская республика, как агрессивное, развивающееся государство не могло не начать территориальные экспансии, это был естественный процесс растущего государства. Естественный фактор — завоевания и подчинения. Со временем, уже в позднее Республиканское время, после завершения Пунических войн и в дальнейшем Гражданской войны, приходит понимание необходимости изменения внутренней политики государства. Этот процесс, формирования из республики империи (кстати очень похожие процессы происходили в СССР В
Разделение Римской империи на Западную и Восточную, на самом деле не нанесло существенного удара по этому самому имперскому сознанию — жители империи не воспринимали себя как граждан разных государств. Это вообще термины, введенные в оборот историками Нового времени — «Западная Римская империя» и «Восточная Римская империя». Территориальные изменения (разделения) происходили регулярно, начиная с Диоклетиана и установление им тетрархии. При нем же столица империи переносится из Рима в Никомедию. Это вообще нормальный процесс. С момента воцарения Константина Великого столицей империи становится — Константинополь (Византий).
Тут, кстати, очень интересный момент. Формально, как я писал чуть выше, разделы Римской империи между соправителями с точки зрения римлян и римского права не приводили к образованию отдельных государств. Больше того, после отречения Ромула Августа, Одокар официально попросил императора Зенона признать его Римским наместником, последний с этим согласился и даже возвел Одокара в патриции. А если совсем формально, то в 476 году с падением Рима, Римская империя не переставала существовать! Это, кстати, важно понимать и для дальнейшего осмысления вопроса разделения христианского мира, и для вопроса прямой имперской преемственности. Кстати, сами Византийцы именовали себя — Imperium Romanum — Римская империя. Так вот, формально образовавшись в 27 году, она отнюдь не прекратила свое существование с падением Рима.
Теперь перенесемся на несколько столетий вперед. В 862 году, с призванием Рюрика образовывается Русь. Тут надо отметить вот какой важный момент — до призвания Рюрика, уже существовала Северная конфедерация племен. И Рюрик, в данном случае, является такой кристаллизирующей единицей. Начинается формирование нового государства. Как и любое вновь формирующееся государство, Русь была нестабильна в своих границах, хотя при этом костяк территорий к 10 веку уже сформирован. После смерти Рюрика, процесс экспансии возглавил Олег Вещий, захвативший Киев и перенесший в него столицу нового государства. Если быть совсем точным, то как такового государства еще нет, оно появится в правление Владимира Святославовича. Но нам для понимания истоков имперского мышления важно другое. Крещение Владимира и его женитьба на Анне Византийской, автоматически давала его детям титул императоров. Напомню, что существовало такое понятие как Порфирородный.
Тут, кстати, еще что интересно. Сейчас, некоторые историки и присоединившиеся к ним политики, пытаются сказать, что Киевская Русь никогда не была единым государством и вообще не имеет ничего общего с современной Россией. Обращаю внимание этих «специалистов» на такой факт, что даже в период феодальной раздробленности, Киевский престол считался главным среди других — Лествичное право, называется. Именно за обладание им и сражались князья.
Окончательное закрепление имперской преемственности происходит в княженье Василия III и его женитьбе на Софье Палеолог. Идея Москвы, как третьего Рима была вполне естественна: «Так знай, христолюбец и боголюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».
Еще раз. Византийские императоры не признавали за Карлом Великим, Оттоном, Гогенштауфенами
Именно поэтому, кстати, ни одному из западных государств так и не удалось создать империю после Римской. Вернее, они называли себя империями, но у них не было того самого имперского духа, имперской идеологии. Талассократические империи заканчиваются, когда теряют свои колонии. Правда, еще раз повторюсь, можно ли их считать полноценными империями? «Бремя белого человека» — идеология, построенная на превосходстве даже не определенной расы, а определенной этической группы, а еще точнее определенной религиозной идеологии. Именно потому, что эта идеология рассматривает захваченные территории только как источник обогащения и не видит необходимости в их (территорий) развитии, такие империи не выживают. Заметьте, империи, построенные по теллурократическому принципу — продолжают существовать. Точнее такая империя только одна — Российская, как бы она в разные периоды времени не называлась.
Сейчас позволю себе небольшое философское отступление. Как я уже сказал, сущность империи, заключается в том, что она гарантирует для всех — действие имперских законов, а, следовательно, равные права и равный доступ к различным имперским ресурсам. То есть любой житель самой отдаленной окраины империи имеет возможность сделать карьеру и достигнуть максимально возможных вершин, вне зависимости от того, какой он национальности, вероисповедания и социальной группы. Вся наша история показывает массу примеров таких социальных лифтов. Я даже не буду приводить в пример фигуры уровня Багратиона, можно посмотреть из других сословий — Бадаев, Бокарев, Шевченко, Воронихин, Елисеевы, Ломоносов, Менделеев и список бесконечен. Именно понимание того, что империя дает равные возможности и является основой ее (империи) существования.
Можно сколько угодно ругать Сталина, но его роль в возрождении Российской империи переоценить сложно. СССР — логичный продолжатель традиций, заложенных еще в античное время. Тут, правда, надо отметить вот какой момент. Периодически, поднявшись за счет империи на новые высоты, некоторые части решают, что могут существовать и вне имперских границ. В таких ситуациях они откалываются от империи и отправляются в свободное плавание. Причем, своим основным долгом считают пнуть империю, давшую им практически все.
Возьмем, к примеру, Латвию. На момент их выхода и состава СССР в республики работали заводы: «Радиоэлектроника», ВЭФ, РАФ, RVR, было развито химическое и металлургическое производство, легкая и пищевая промышленностью, фармацевтика и микроэлектроника, был мощный промысловый флот и так далее. Напомню, что все это построил Советский Союз. Сейчас — РАФ — закрыт, ВЭФ — закрыт, RVR — закрыт, «Радиоэлектроника» — закрыта, Лиепаяс Металургс — закрыта, Dzintars — закрыт, и так практически по всему спектру. Если
Давно пора понять, что имперское мышление русских — это скорее образ построения общества и формат уклада жизни. Империя не подразумевает внутри себя термин
Кстати, напомню, что и сама империя формировалась в тяжелой, в основном, — оборонительной борьбе, с опасными иноверческими соседями с востока, юга и запада. Имперские завоевания были продолжением завоевания суверенных русских княжеств — тех естественных государственных образований, на которые распалась архаическая Киевская Русь и которые, в принципе, имели тенденцию к устойчивому национальному существованию.
Нравится это
Именно осознание этой во многом духовной правоты и заставляет часть так называемого «цивилизованного мира» в прямом смысле сходить с ума от одного факта существования на территории нашей страны — Империи. Поэтому и появляются различные сочинения о том, как у нас все плохо. Или просто ведется диверсионная работа по подрыву духовных и идеологических устоев. Недавно перечитывал (по необходимости) «Секретные записки о России, и в особенности о конце царствования Екатерины II и начале правления Павла I, представляющие собой картину нравов
И это, учтите, не колонии, это — метрополия, то есть вполне себе полноценные граждане! Кстати, тот же недолюбливаемый мной Борис Годунов во время Великого голода раздавал хлеб и деньги. Что, кстати, уже тогда вызывало дикое раздражение на Западе. Голландец Исаак Масса утверждал: «…запасов хлеба в стране было больше, чем могли бы его съесть все жители в четыре года… у знатных господ, а также во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его; и по воле божией царь был так ослеплён, невзирая на то, что он мог приказать всё, что хотел, он не повелел самым строжайшим образом, чтобы каждый продавал свой хлеб». Позволю себе процитировать
Сочинённая Массой „патриаршая речь“ проникнута торгашеским духом, характерным для голландского негоцианта, но не для патриарха Иова. Ближайший помощник Бориса не мог выступить как открытый сторонник хлебных спекуляций, когда власти принимали все меры для их обуздания». Но это уже не важно. Голландец, как истинный протестант, рассуждает с позиции своего мировосприятия, как бы он поступил в данной ситуации и вкладывает свои мысли в якобы уста Патриарха.
Вот два подхода, две философии. Имперский и псевдоимперский. Именно поэтому одни остаются империей, а вторые так и не могут ее создать. Именно поэтому нам пытаются рассказывать, как у нас все плохо. И слабые умом на это ведутся. Фраза «сам такой» родилась не в России и не в СССР, а вполне себе на «Голосе Америке». Но наши правозащитники, в версии «а у вас там негров линчуют», очень ее любят, когда хотят упрекнуть человека, говорящего правду о том, что пусть Запад сначала на себя посмотрит.
Я представляю, что начнется на том самом Западе, если они, вдруг, на
Закончу я цитатой одного поэта:
«Я родился в империи, в мире по мощи второй,
А умру, как изгой, в сырьевом третьесортном придатке…»
Так вот, стихотворение абсолютно упадническое. Я родился в империи первой по мощи! Именно поэтому с ней и боролись, используя все возможные приемы. И умру я также в империи. И пока есть силы и возможности буду всячески бороться за ее существование! Родина превыше всего!
Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.