«Декаданс? Нет никакого декаданса. Жулики гнилым товаром торгуют!»
Есть темы, которые с завидной регулярностью всплывают в информационном пространстве. И вот различные люди с важным и серьезным видом начинают их обсуждать. Предлагают
Считается, что первые попытки привести староверов под юрисдикцию официальной никонианской церкви начинаются еще в 1780 году, когда появляются первые согласники. Но так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться.
Сейчас уже мало кто помнит с чего начинался так называемый раскол в Русской Православной церкви. А начинался он с того, что в некоторых монастырях на Афоне началось сожжение так называемых книг «московской печати» как еретических. Это процесс был запущен и благословлен тогдашним патриархом Иерусалимским Паисием. В современной литературе можно встретить упоминание о том, что на самом деле он осудил сожжение книг, но это не так. Больше того, при посещении Москвы в 1649 году именно он возвел в сан архимандрита Никона, а в дальнейшем активно лоббировал его избрание патриархом. При этом надо помнить и то, что Паисий был достаточно близок к верховной власти Османской империи и пользовался у султанов особым расположением. Я, например, не удивлюсь, если выяснится, что его попытки реформировать церковь были напрямую санкционированы тогдашней султанской властью. Вполне можно предположить, что противодействие этим реформам будет достаточно серьезное. А ни что так не радует, как проблемы в стране противнике. Так вот, как еще может называться попытка предпринятая Паисием и его ставленником Никоном в плане пересмотра как обрядов, так и изменений в богослужебные книги, как не попытка ввести единоверие? А если говорить еще точнее, то проведение унии. Естественно, значительная часть как церковных иерархов, так и простых верующих, прекрасно помня туже, прошедшую недавно Ужгородскую унию, не захотело уходить под измененный греческий обряд. Что из этого вышло мы с вами знаем. Тысячи уничтоженных священников, десятки тысяч уничтоженных верующих. Итогом — раскол в церкви.
Почти 150 лет борьбы с теми, кто остался сторонником Истинного Православия, показали, что никакими силовыми методами уничтожить или хотя бы привести ревнителей Старой Веры в лоно никонианцев не получается, и тогда на свет были вытащены уже опробованные технологии.
Хочу напомнить так же и то, что успехи, точнее успешность, которую показывали старообрядцы в различных сферах жизни государства — купечество, предпринимательство, крестьянство. Начинали привлекать к себе тех, кто в свое время принял никонианство, и в
Естественно, что все это не могло не вызывать обеспокоенность высших церковных иерархов. Им срочно понадобился новый проект, который внешне выглядел как некая уступка и движение навстречу староверам, но внутри содержал всего две простых формулы: «поглощение путем слияния» и «возглавить, чтобы обезглавить».
Как я уже писал выше, первые попытки начались именно с момента появления первых «согласников». С подачи
Неудивительно, что такая политика кнута и пряника привела к тому, что при Николае Первом число единоверцев значительно увеличивается. Однако бесконечное вливание денег и административного ресурса не дало того результата, на который рассчитывали организаторы, и уже во второй половине 19 века намечается отток принявших «единоверие». Во многом этому способствовало и то, что единоверие не было популярным ни в староверской, ни в новообрядческой средах в силу того, что ставили синодальных пастырей в неловкое положение хотя бы тем, сосуществование двух обрядов в одной церкви намекало на существование двух истин, что было трудно объяснить прихожанам, приток верующих к единоверцам становился все меньше и меньше. Стоит отметить и то, что как правило единоверческие общины со временем, становились обычными никонианскими приходами или с ослаблением гонений возвращались в староверие. Когда же поддержка единоверческого проекта, а он напомню существовал, как и никонианцы, на деньги государства, в финансовом плане прекратилась — у них остались считанные приходы.
Ныне староверы всех согласий сторонятся этого проекта. Хотя он потерял элемент принуждения остаются вопросы апостольской преемственности единоверческого священства, крещения
Достаточно интересно наблюдать сейчас как происходит продвижение современного единоверия, которое уже прочно является частью РПЦ МП. Нам в очередной раз предлагают старую сказку на новый лад.
Анализируя поведение церковных чиновников, отчетливо понимаешь, что жизнь и история их ничему не учит. Они, как и раньше выбирают те же сценарии, которыми уже пользовались. И если сценарий — «поглощение путем слияния» уже практически не работает, то модель — «возглавить, чтобы обезглавить», наоборот выходит на первый план.
Именно последнее активно продвигается сейчас в повестке взаимодействия РПЦ МП и старообрядческих согласий. Условно эту модель можно разделить на две составные части — «экспортный вариант» и «внутренний».
«Экспортный вариант», это когда в староверские общины внедряются адепты единоверия и разными путями происходит их присоединение к новообрядческой церкви.
Яркий пример в
Так вот, Миролюбов, будучи старшим наставником Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины в самом начале
Другое направление единоверия условно можно назвать «внутренним». Оно связано с именем настоятеля московского единоверческого храма на Берсеневке о. Кирилла Сахарова. Задача «внутреннего единоверия» другая — не допустить перехода прихожан РПЦ, осознавших ложность реформ Никона в староверие. Отец Кирилл неоднократно публично и в частных разговорах, в своих публикациях благожелательно отзывается о Староверии, но главная его задача уберечь свою паству (как говаривали раньше) от «совращения в раскол».
Если первый, «экспортный проект» единоверия вызывает резкое неприятие в староверской среде, то второй проект староверы считают внутренним делом РПЦ МП и остаются нейтральными.
Таким образом, нетрудно понять, что главной линией во взаимоотношениях РПЦ МП со староверием является «экспортный вариант» староверия, который является прямым наследником эпохи гонений, в нынешних реалиях лишенный государственной поддержки (возможно, всего лишь временно?). Нужно помнить, что упомянутые выше две формулы единоверия никуда не исчезли.
Обзор нынешней ситуации невозможен без упоминания еще одного персонажа в деле приведения староверов в «единоверие» — Севастьянова. По всей видимости осознав, что проект под названием «Миролюбов» уже отработал свое и больше не может принести пользы, чиновники РПЦ МП в модели «возглавить, чтобы обезглавить» решили выставить другую кандидатуру, которая так же имеет старообрядческие корни. Учтя ошибки, допущенные в предыдущих попытках, они выбрали сценарий, когда их кандидат не ассоциирует себя напрямую с ними. В этом сценарии на первый план выходит благородная идея объединения всех староверческих согласий в одном центре для решения общих для всех вопросов. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, они продвигают своего кандидата и создают пресловутый Всемирный союз староверов. При этом, правда, не учитывают несколько факторов. Первый, это то, что Севастьянов гораздо ближе к римским еретикам, и их интересы у него будут на первом месте. Второй, что сама фигура этого человека, точнее его характер требует быть постоянно на виду, причем совершенно неважно по какому поводу.
Третий, это жадность этого человека, там, где надо вкладываться и постепенно входить в доверие он, наоборот, пытается хапнуть. Четвертое это интеллектуальные способности. Человек не всегда осознает, что, когда и кому говорит. Причем все это происходит на фоне тесного взаимодействия Севастьянова с
На мой взгляд, РПЦ МП давно уже пора осознать, что их проект «единоверие» за прошедшие триста с лишним лет — провалился! И попытки его реабилитировать ни к чему хорошему, прежде всего для самих никонианцев не приведут — никому не нужен гнилой и весьма плохо пахнущий товар, даже если он завернут в красивую обертку.
Ну и не менее важное — они
Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.