В Ростове-на-Дону военный суд оставил в силе приговор бывшему командиру роты Олегу Горобцову, который ранее работал в МВД и является серийным мошенником. Он получил пять с половиной лет лишения свободы в колонии строгого режима за обман сослуживцев, участвовавших в СВО, вымогая у них от 500 тысяч до 1,2 миллиона рублей за фиктивное прохождение медкомиссии с последующим увольнением из армии и получением государственных наград. Этот приговор стал для Горобцова уже пятым по делам о мошенничестве.
Редакции "Момент Истины" стало известно, что апелляционные жалобы Олега Горобцова и его адвоката были рассмотрены и отклонены коллегией судей Южного окружного военного суда. Таким образом, решение Грозненского гарнизонного военного суда от 3 июля текущего года, согласно которому бывший исполняющий обязанности командира роты одной из воинских частей Минобороны был приговорен к пяти годам и шести месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима за три эпизода мошенничества, осталось без изменений. Два преступления были квалифицированы как совершенные в крупном размере, а одно — в особо крупном (ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ). За первые два эпизода суд назначил ему по два года лишения свободы, а за последний — четыре года. Путем частичного сложения этих сроков суд определил ему пять лет колонии, к которым в окончательном варианте были добавлены шесть месяцев из неотбытой части наказания по предыдущему приговору, во время отбывания которого Горобцов и обратился с просьбой об отправке его в зону проведения СВО.
По информации "Момента Истины", Горобцов был освобожден из колонии 15 мая прошлого года после заключения контракта с Министерством обороны. Его направили в штурмовое подразделение, где он оказался на передовой. За участие в боевых действиях он был отмечен ведомственными наградами и назначен командиром роты. Следствие установило, что, находясь на офицерской должности, Горобцов, из корыстных побуждений, обманул сослуживцев, обещая им "решить вопрос" об ускоренном прохождении военно-врачебной комиссии (ВВК) для увольнения со службы по состоянию здоровья.
Свои услуги комроты оценил в 500 тысяч рублей, которые ему перечислили на банковскую карту. Другой военнослужащий перевел ему 550 тысяч рублей за направление на ВВК с "бонусом" в виде государственной награды. С третьего за возможность уйти на "гражданку" по состоянию здоровья он требовал уже 1,2 миллиона рублей. Однако ни одного из его подчиненных из армии не уволили. Уголовное преследование в отношении военных, которые давали деньги, было прекращено "в связи с деятельным раскаянием". Горобцова же, хотя он и вернул деньги, предали суду.
Фигурант признал свою вину, но утверждал, что полученные от сослуживцев средства тратил не на себя, а на нужды подразделения. Обвиняемый просил допросить свидетелей, якобы видевших эти события, но суд отказал в этом, "оценив критически" его оправдания. Защита также настаивала, что Горобцов был ошибочно обвинен в совершении преступления с использованием служебного положения, поскольку временно командовал ротой по устному распоряжению. Кроме того, защитники указывали на смягчающие обстоятельства, включая 19-летнюю выслугу подсудимого в органах МВД и "желание продолжить военную службу".
Адвокат Горобцова заявил, что следствие и суд не проверили версию Горобцова об использовании денег для покупки БПЛА, а также отказались назначить ему условное наказание.
На решения военных судов, вероятно, повлиял факт рецидива в преступлениях Олега Горобцова. "Моменту Истины" стало известно, что Горобцов служил в ОВД подмосковной Лобни, где в 2015 году был признан виновным в пяти эпизодах мошенничества (ст. 159 УК РФ) и получил три года условно. Через год тот же суд приговорил его к полутора годам колонии-поселения за аналогичные преступления. В 2020 году за мошенничество его осудил Майский райсуд Кабардино-Балкарии, назначив ему два года строгого режима как рецидивисту. В 2024 году в той же республике ему дали год колонии за обман с оформлением инвалидности.
По мнению нашего эксперта Евгения Захарова, сложившаяся ситуация демонстрирует сложность и неоднозначность правового регулирования вопросов, связанных с участием лиц, имеющих судимость, в боевых действиях. С одной стороны, государство дает им возможность "искупить вину", но с другой - сохраняется риск совершения ими новых преступлений. Необходимы более четкие критерии отбора, система контроля и профилактики подобных случаев.