В Москве завершился судебный процесс над бывшими топ-менеджерами Джаст-банка, обвиненными в растрате более 1,9 млрд рублей путём выдачи невозвратных кредитов. Вынесение приговора стало кульминацией расследования, продлившегося несколько лет и затронувшего финансовые круги столицы.
Джаст-банк начал свою деятельность в ноябре 2013 года, но уже через два года был лишен лицензии Центральным Банком России. В декабре 2015 года кредитное учреждение было объявлено банкротом. По информации Центробанка, банк проводил «высокорискованную кредитную политику», не исполнял требования надзорного органа и не имел адекватных резервов на возможные потери.
Основной причиной банкротства стало целенаправленное финансирование компаний, аффилированных с владельцем Ленуром Ислямовым. С тех пор из банка вывели около 1,9 млрд рублей в виде невозвратных кредитов, что привело к краху кредитного учреждения.
Перед судом предстали бывший председатель правления Джаст-банка Владимира Михайловская, ее заместитель и главный бухгалтер Екатерина Левочкина и начальник службы безопасности Игорь Бекметов. Всем им инкриминировалась растрата в особо крупном размере, совершенная группой лиц по предварительному сговору (ч. 4 ст. 160 УК РФ).
В преддверии оглашения приговора, государственное обвинение запросило для каждого из подсудимых по семь лет колонии общего режима. Однако суд оказался более снисходительным: Михайловская получила три года колонии общего режима, Левочкина — два года, а Бекметов — четыре года условно. Все они находились под подпиской о невыезде и пришли в суд в сопровождении адвокатов.
После оглашения приговора, Михайловская и Левочкина были взяты под стражу и уведены в наручниках. Игорь Бекметов, которому суд вынес условный срок, покинул зал в окружении родных, не скрывая своей радости.
Суд также удовлетворил иск Агентства по страхованию вкладов (АСВ) на сумму около 1,9 млрд рублей — это примерно та же сумма, что была выведена из банка путем мошеннических схем. Следует отметить, что ранее суд признал Владимиру Михайловскую банкротом и инициировал процедуру реализации её имущества.
Согласно материалам дела, бывшие руководители Джаст-банка непосредственно участвовали в выдаче невозвратных кредитов компаниям, финансовое состояние которых не позволяла обслуживать и погасить кредитные обязательства. Эти действия привели к формированию плохо обслуживаемой задолженности, ухудшению финансового состояния банка и его последующему банкротству.
Интересно, что фигуранты либо отрицали свою вину, либо признавали её частично. Михайловская и Левочкина утверждали, что одобрение всех кредитов проходило через кредитный комитет банка, что создавало видимость законности их действий. Бекметов заявлял, что не имел отношения к финансовой деятельности банка, и не получал от растрат никаких средств.
После окончания процесса адвокаты отказались комментировать приговор, сообщив только, что они обсудят возможность подачи апелляции после ознакомления с полным текстом судебного решения.
Верховный суд Крыма в 2020 году приговорил Ислямова к 19 годам лишения свободы в колонии строгого режима заочно. В тот же день суд удовлетворил гражданские иски о возмещении ущерба, нанесенного его действиями различным организациям, включая МЧС Крыма, Черноморский флот РФ, "Крымэнерго" и другие. Общая сумма возмещения составила более 52 миллионов рублей.