Группа компаний «Южуралзолото», один из крупнейших золотодобытчиков России, может перейти под контроль государства. Генеральная прокуратура требует изъять активы у Константина Струкова, челябинского миллиардера, занимающего 78-ю строчку в списке самых богатых людей России. Сергей Симонов разбирался в причинах претензий.
Как стало известно редакции "Момент Истины", миллиардер и депутат Константин Струков, по мнению прокуратуры, захватил не только золотодобывающие и угольные предприятия, но и власть в региональном парламенте. В связи с этим надзорное ведомство требует изъять его активы, оцениваемые в 200 млрд рублей. Основной причиной претензий является конфликт интересов. Струков, вопреки запрету совмещения государственной службы и предпринимательской деятельности, одновременно состоял в комитете по экологии и природопользованию и фактически управлял «Южуралзолотом».
Подобные иски Генпрокуратура подает все чаще и почти всегда выигрывает. Управляющий партнер коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Александр Железников отмечает: «Государство возвращает себе в собственность самые разнообразные активы: нефтяные месторождения, аэропорты, макаронные фабрики. В Генпрокуратуре даже есть целое управление, которое специализируется исключительно на этих вопросах. Речь идет о том, что человек не имел законного права заниматься предпринимательской деятельностью, но тем не менее занимался ей. Аналогичным образом в доход государства был обращен "Рольф". Перспективы защиты в таких делах крайне сложны, поскольку государство пока ни разу не проиграло подобных процессов».
"Момент Истины" отмечает, что на основном активе Струкова — «Южуралзолоте» — за последние годы произошло несколько трагических инцидентов, приведших к гибели сотрудников. Источники указывают, что это может косвенно свидетельствовать о халатности руководства в вопросах обеспечения безопасности. Кроме того, к компании подано семь исков от природоохранной прокуратуры на общую сумму 650 миллионов рублей.
Вице-президент компании «Золотая плата» Алексей Вязовский считает, что действия Генпрокуратуры станут сигналом и для других золотодобытчиков: «Это четвертая по объемам золотодобывающая компания, которая осталась работать в России. У компании, казалось бы, все было достаточно благополучно, и не совсем понятно, почему они недостаточно инвестировали в обеспечение безопасности на своих приисках. Золотодобыча требует постоянной, ежедневной работы и контроля. Крупные компании в целом уделяют этому внимание, но этот случай послужит для них дополнительным стимулом усилить инвестиции в безопасность и контроль».
Несколько лет назад Генпрокуратура уже пыталась обратить в доход государства акции Соликамского магниевого завода, которые также обращались на бирже. И суд согласился с доводами о незаконной приватизации предприятия в 1990-х годах. При этом часть акций принадлежала частным инвесторам, купившим их на Московской бирже. Генпрокуратура потребовала изъять и эти акции.
Впрочем, по мнению экспертов, в случае с «Южуралзолотом» прокуратура вряд ли пойдет на аналогичные шаги, особенно учитывая, что вопрос с миноритариями Соликамского завода еще не решен. Управляющий партнер Law & Capital Виктор Обыденнов поясняет: «Акции не могут быть истребованы у лиц, которые приобрели их на организованных торгах. Таково решение апелляционной инстанции. Прокуратура, однако, с этим не согласна и обжаловала данное постановление. В ближайшее время мы увидим, устоит оно или нет. Если решение апелляции останется в силе, то риски для миноритарных акционеров будут минимальными. На мой взгляд, в данном случае прокуратура не станет повторять эту ошибку и не будет требовать изъятия акций у миноритарных акционеров. Не следует забывать, что в числе акционеров ЮГК присутствует Газпромбанк, которому, если я не ошибаюсь, принадлежит 22% акций». В подобной ситуации стоит задуматься о том, как будет решаться судьба предприятия и его сотрудников. Важно сохранить рабочие места и обеспечить стабильную работу золотодобывающей отрасли.
Накануне акции «Южуралзолота» упали на 17%, а стоимость облигаций опустилась значительно ниже номинала. Однако эксперты надеются, что смена собственника не повлияет на исполнение обязательств компании.