
Я, Анастасия Поликыржа адвокат, автор проекта «Адвокат Плюс». Каждую неделю к нам приходят гости, эксперты в различных областях, которым я задаю вопросы, и мы разговариваем, не только на юридические темы.
«В нашей жизни часто возникают конфликты и спорные ситуации, которые выливаются в юридические споры. При этом споры могут быть разрешены на основе взаимовыгодных уступок или путем применения юридических и судебных процедур.
Задача суда заключается в том, чтобы определить, какая сторона нуждается в правовой защите, а кому необходимо в ней отказать. Цель суда - защита законных интересов и принятие решения в пользу только одной из сторон. До обращения или обратившись в судебные органы, конфликтующие стороны могут согласовать свои позиции и направить усилия на поиск компромисса.
В настоящее время перед наукой гражданского и арбитражного процессуального права стоят задачи как найти пути для того, чтобы «усадить» конфликтующих за стол переговоров, обеспечив при этом гарантированность судебной защиты и баланс интересов.
С нашим гостем юридическим психологом, медиатором, членом Совета по развитию судебной экспертизы и медиации КС НСБ РФ, членом коллегии медиаторов при ТПП Московской области Погребской Светланой мы сегодня обсуждаем тему «Психологические причины юридических споров».
Анастасия Поликыржа:
Светлана, добрый день! Ко мне часто обращаются клиенты с длинной и запутанной историей, в которой присутствует масса негативных эмоций. Приходится быть психологом. А как часто я задумываюсь о том, что в некоторых спорах не нужен адвокат, а нужен медиатор, психолог.
Знаю, что ты как юридический психолог и медиатор ориентирована в конфликтах на поиск взаимовыгодного решения, сочетающего интересы всех заинтересованных в споре лиц.
Расскажи почему спорить полезно и нужно? Как правильно это делать?
Светлана Погребская:
Согласна наша реальность диктует поиск новых эффективных способов разрешения конфликтов. Различные условия жизни, жизненный статус, обстоятельства, разный характер людей, запас сил и энергии, настроение, эмоции формируют индивидуальную личность. Во взаимодействии с другими людьми человек сталкивается с противоречиями как со стороны другого человека, группы людей, так и внутри себя.
В бизнесе также возникают противоречия и столкновения с заказчиками, партнерами. Внутри организаций в конфликте могут оказаться сотрудники, что тоже влияет на общую систему корпоративных взаимоотношений.
Между тем, конфликт это форма коммуникации, где в основе несовпадение видения одной и той же ситуации разными людьми. В результате чего, возникает противостояние и непонимание.
Очевидно, что конфликты могут оказывать деструктивное влияние на человеческие отношения. Проявления деструктивных функций конфликта многообразны, в том числе это психологический дискомфорт. В межличностном и групповом уровне конфликт может нарушать систему взаимосвязей, оказывает влияние на качество отношений.
Вместе с тем, имеется иной взгляд на проблему конфликта. Конфликт признается конструктивным в силу его определенных функций. Так, конфликт может служить мощным источником развития.
В межличностном общении конфликт служит источником нововведений, развития новых идей, может способствовать предотвращению стагнации (застой роста личности).
Важно, что конфликт, обнажая противоречия способствует развитию и трансформации отношений. Если грамотно и осознанно подойти к теме разрешения конфликта, то его можно обозначить как точку роста в отношениях.
Конфликты и споры являются закономерной и естественной характеристикой социальных отношений. Иными словами конфликтовать это нормально. Вопрос как. Как утверждают ученые контролируемый конфликт «очищает воздух» для его участников и позволяет продолжение их отношений [Л.Козер].
Провоцирующие конфликт обстоятельства влияют, в том числе и на выбор стратегии разрешения конфликта. Сотрудничество – самая эффективная стратегия.
Источники конфликта это прежде всего недопонимание, неуважение и непризнание ценностей другого, столкновение эго, недостаток времени, недостаток информации, неопределенность, недостаточный контроль, страх и т.д.
Конфликт –это динамический процесс со своими этапами. Чем раньше работа с конфликтом будет начата, тем продуктивнее процесс для его участников. Поэтому важно «не запускать» течение конфликта, чтобы не оказаться в точке невозврата.
Анастасия Поликыржа:
Расскажите почему мотивы споров часто скрыты и что на это влияет?
Светлана Погребская:
Мотивами в конфликте являются потребности человека. В конфликте самим сторонам сложно выявить истинные мотивы, так как они в большинстве случаев неосознанны, либо осознанно скрываются по различным причинам.
Мотивы участия в конфликте предъявляются сторонами в декларируемых юридических позициях (если это судебные споры), которые часто отличаются от реальных мотивов. В факторах, обуславливающих возникновение и течение конфликта, содержатся как психологические, так и социальные причины.
Понимание поведения человека в конфликтной ситуации требует анализа не только внешних факторов и сформулированных позиций, но обращения к внутренним психологическим основам личности и учета реальных мотивов конфликта.
Наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов. Чем более жизненно важные мотивы и потребности личности затрагиваются в конфликте, тем выше вероятность искажения восприятия.
Причин, скрывающих мотивы конфликта множество. Вот некоторые из них: состояние стресса, высокий уровень негативных эмоций, уровень информированности участников друг о друге. Чем меньше информации о другом, чем имеется у оппонента, тем больше он домысливает и достраивает фрагменты информации.Неспособность правильно оценить и спрогнозировать развитие конфликта ведет к увеличению ошибок в восприятии конфликтной ситуации.
Между тем, истинные мотивы как раз могут являться фундаментом - основой для решений и действий при мирном разрешении конфликта.
Анастасия Поликыржа:
Сегодня все чаще суды просят предоставить доказательства досудебного урегулирования спора. При этом, по мнению Пленума Верховного Суда, досудебное урегулирование спора – это не только формальное направление претензии ответчику, это еще и переговоры, и медиация. Расскажи нашей аудитории о примерах успешных кейсов.
Светлана Погребская:
Да, на уровне высших судебных инстанций поддерживается мировое урегулирование споров в любой форме.
Медиация как метод альтернативных решений в форме структурированных и конструктивных переговоров успешно реализуется как с спорах между физическими лицами, так и между юридическими (ведь за ними также стоят живые люди со своими установками и эмоциями).
Моя практика показывает в досудебном порядке возможно разрешить споры различных категорий. Это земельные и строительные споры. Это семейные конфликты, особенно связанные с общим бизнесом. Экономические споры в бизнесе по всем видам договорных отношений: аренды, поставки, купли-продажи, услуг и т.д.
Кстати, во всех арбитражных судах давно созданы «Комнаты примирения», но мало кто о них знает, тем более не пользуется. На мой взгляд важно подробно разъяснять право на досудебное урегулирование и просвещать стороны в стенах суда, а также на предварительном заседании. Возможно здесь нужны дополнительные методические разъяснения для судей на уровне Верховного суда РФ.
Мне запомнился яркий пример в начале моей деятельности в качестве медиатора. Между соседями - бывшими дружными семьями на земельном участке вырос забор 6 метров, нарушающий все возможные нормы инсоляции. Хорошо, что обратились сначала к медиатору, и за две недели разобрались. А психологическая причина коренилась очень глубоко в отношениях соседей, это точно не компетенция судебных органов. Фактически забор послужил метафорическим символом о разрыве отношений, но вторая сторона – сосед не понял этого и побежал готовить иск о сносе забора.
В бизнес-спорах медиация быстро проясняет отношения и формирует почву для решений. Так, между отелем и рестораном возник конфликт по вопросу нарушения тишины и порядка в ночное время. Диалог привел к мировому соглашению, а если бы ушли в суд, то не известно, чем бы закончилось, может быть и закрытием ресторана.
Примеров множество.Но замечу, что применение медиации имеет существенные ограничения. В ней могут участвовать только лица, готовые с помощью специалиста принимать активное участие в решение своего собственного спора. Это требует осознанности и принятия ответственности. Одним словом, медиация это процесс для развивающихся людей.
Важно, что медиация еще также прокачивает навык переговоров, носит обучающий элемент и в дальнейшем человек уже самостоятельно в повседневной жизни может использовать его, не доводя конфликт до кипения.
Анастасия Поликыржа:
Нужно ли взаимодействие адвоката и юридического психолога для успешного и быстрого разрешения спора?
Светлана Погребская:
На мой взгляд такой альянс мог бы стать основой для быстрого разрешения спора. Я не говорю о мире между сторонами, это их право в каких отношениях оставаться, но найти оптимальное решение по спору можно за 2-3 месяца. Сравните со сроками в судах. При том, что критерием оптимальности я считаю его добровольное исполнение сторонами.
Хочу также отметить финансовые страхи адвокатов, стремящихся увести стороны в суд. Но на моей практике люди готовы платить за услуги даже больше, если спор решен мирно и быстро. Поэтому пожалуйста в гонорарах это все можно учитывать.Уверена к такому адвокату будет очередь из клиентов.
Мы активно сотрудничаем адвокатами, юристами. Применяем проектный и командный метод в решении спора.Взаимодействие может быть построено в нескольких вариантах:
- Психологическая помощь в урегулировании конфликта, работа по стабилизации эмоционального фона.
- Заключение по материалам дела о возможных мотивах конфликта, чтобы юрист мог составить более детальный и прицельный план работы и досудебных переговоров.
- Процедура медиации – структурированные переговоры с участием медиатора – сертифицированного специалиста по урегулированию споров.
Более того в нашей экспертной базе есть опытные медиаторы практически в любой точке страны. Важно, что удаленность между сторонами тоже находит техническое решение с помощью онлайн-переговоров. При том, что обратиться – инициировать медиацию может одна сторона, а вторую к участию в переговоры пригласит юрист или медиатор.
Основной частью альянса являются сами люди – конфликтующие стороны, ведь они являются собственниками конфликта – юридического спора. При конструктивном разрешении конфликта в структурированных переговорах оптимальное решение находят они сами. Мы создаем специальные условия, содействуем процессу, помогаем найти им собственный ресурс. Совместно прорабатываем оптимальное решение по критериям его законности и исполнимости. На этом этапе важно участие юристов.
Преимущества такого подхода – экономия всех издержек, в том числе драгоценного времени и эмоций. Уже не для кого ни секрет, что затяжные конфликты очень влияют на состояние здоровья и психологическое благополучие.
Анастасия Поликыржа:
Сейчас обсуждается вопрос обязательного досудебного урегулирования спора участников строительства и застройщиков (не только претензия), твое отношение к этому и возможно ли урегулировать такие конфликты во внесудебном порядке?
Светлана Погребская:
Насколько мне известно эти темы активно обсуждались в рамках VII Всероссийского совещания по развитию жилищного строительства, ставшего ключевым событием «Российской строительной недели – 2022».
В Государственной Думе рассматривается законопроект о внесении изменений в 214-ФЗ, целью которых является выстраивание баланса интересов застройщиков и собственников объектов недвижимости. Законопроектом предлагается установить обязательный досудебный порядок урегулирования спора между участником долевого строительства и застройщиком.
Считаю, что это предложение исключительно своевременное и целесообразное. Это поможет сформировать правовую среду досудебного разрешения споров, что разгрузит суды от типовых споров.
Тем более застройщики имеют квалифицированные кадры. Соответственно они могут с помощью внутренних регламентов разработать системный подход по досудебному урегулированию споров и внедрить его в отношения с участником строительств. Не нужно ждать, что закон все отрегулирует, нужно самим застройщикам действовать на местах, правовых препятствий для этого нет.
Анастасия Поликыржа:
Светлана, благодарю за полезную дискуссию, будем надеяться, что правовая культура по досудебному разрешению юридических споров в нашей стране будет развиваться, а совместная деятельность адвокатов и медиаторов станет нормой.
Светлана Погребская:
Анастасия, спасибо и Вам за актуальные и интересные вопросы. Действительно, в настоящее время созданы все правовые условия, чтобы не сразу бежать в суд, а с помощью специалистов и в комфортной атмосфере реализовать возможности мирного решения спора.
Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.