
Минэкономики по распоряжению премьера Владимира Путина доработало проект федеральных законов "О развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока", а также "О внесении изменений в отдельные законодательные активы Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О развитии Сибири и Дальнего Востока" в рамках создания соответствующей госкомпании. Документы направлены на согласование в профильные ведомства в начале недели. По словам источников "Ъ", их получили в Минэнерго, Минприроды, Минпромторге м МЧС. "Ъ" также удалось ознакомиться с законопроектами.
Федеральный закон будет регулировать реализацию инвестпроектов под эгидой Госкомпании по развитию Сибири и Дальнего Востока в республиках Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Забайкальском, Камчатском, Красноярском, Приморском, Хабаровском, Амурском краях, Амурской, Иркутской, Магаданской, Сахалинской и Еврейской автономной областях и Чукотском автономном округе. Задачей госкомпании станет "привлечение инвестиций в освоении территории Сибири и Дальнего Востока и эффективное использование природных ресурсов". Отбором проектов займется сама госкомпания, но перечень утвердит правительство. Формат участия госкомпании в проектах разнообразен — от получения доли в уставном капитале через обеспечение финансирования до строительства инфраструктуры и помощи в подготовке и оформлении документации.
При этом новая госструктуры со штаб-квартирой во Владивостоке получит беспрецедентно комфортные условия работы. Разработчики законопроекта подчеркивают, что для нее и ее проектов вводится особый порядок предоставления прав пользования недрами и лесными ресурсами, существенно упрощаются процедуры, регулирующие градостроительную деятельность и земельные отношения. Граждане РФ, участвующие в проектах, получат господдержку (им будет оплачиваться проезд к месту работы, выдаваться единовременное пособие на обустройство при переселении, компенсации на аренду жилья в течение срока трудового договора, но не более года), а иностранцы — льготный порядок оформления работы, проживания и получения гражданства. Фактически отдельный законопроект предусматривает внесение поправок в соответствующие федеральные законы, которыми устанавливается приоритет перед ними закона "О развитии Сибири и Дальнего Востока".
В частности, по решению правительства госкомпания может получить "без проведения предусмотренных действующим законодательством конкурсных процедур права пользования недрами и лесными ресурсами на участках, необходимых для реализации инвестпроектов". Причем в дальнейшем эти лицензии могут быть переданы в уставный капитал компаний—участников проекта. То есть госкомпания примет на себя роль Роснедр. На ее территориях есть что раздавать. Например, в Иркутской области находится крупнейшее в России золоторудное месторождение Сухой Лог, до сих пор остающееся в нераспределенном фонде, интерес к нему проявляли все крупные игроки отрасли. В Красноярском крае есть крупные железорудные месторождения — Удоронгское и Нижнеангарское, там же нефтяное Лодочное, в Туве — интересные угольные месторождения.
Также госкомпания получит возможность установления публичных сервитутов (то есть права использования чужих земельных участков) для размещения своих объектов. Она будет использовать упрощенный порядок установления и изменения категории и разрешенного использования участков, сможет осуществлять на участке строительство линейных объектов, размещать на нем строительные материалы и технику, вырубку лесных насаждений. При этом для установления публичного сервитута не требуется перевод земель и земельных участков в другие категории. "Данные преференции могут негативно сказаться на иных субъектах инвестиционной деятельности, участвующих в освоении Сибири и Дальнего Востока, например, на компаниях, занимающихся недропользованием, использованием лесных ресурсов и так далее",— считает ведущей юрист Sameta Константин Гуричев. По его словам, в части о публичном сервитуте законопроект "противоречит другому широко обсуждаемому законопроекту о внесении изменений в ГК, который определяет исчерпывающий перечень видов сервитута, среди которых такая правовая конструкция, как публичный сервитут, отсутствует".
Государство окажет госкомпании и прямую поддержку. Согласно законопроекту оно может внести в нее акции ряда других госкомпаний (каких именно — см. "Ъ" от 20 марта), а регулярные имущественные взносы будут производиться в течение десяти лет в объеме доходов, полученных от управления средствами фонда национального благосостояния.
При этом в документе подчеркивается, что федеральные и региональные органы власти не вправе вмешиваться в работу госкомпании. Только Счетная палата сможет проверять ее "в установленном порядке". Фактически госкомпания будет подчиняться непосредственно президенту России. Именно он согласно законопроекту должен назначать и увольнять членов наблюдательного совета госкомпании и ее гендиректора. В то же время у самой госкомпании будет право участвовать в рассмотрении инвестпрограмм естественных монополий (то есть "Газпрома", "Транснефти" и ОАО РЖД) и отстаивать интересы в присоединении проектов к электрическим, тепловым и коммунальным сетям, объектам железнодорожного и автомобильного транспорта. Полномочий у госкомпании много, и список может быть расширен — опять же президентом.
Кто возглавит это "государство в государстве" (собеседники "Ъ" в правительстве уже называют госкомпанию новой Дальневосточной республикой), пока неизвестно. Автором самой идеи считается экс-глава МЧС Сергей Шойгу, но он в итоге стал губернатором Подмосковья. Среди вероятных претендентов на должность гендиректора источники "Ъ" назвали первого вице-премьера Игоря Шувалова. Чиновник, присутствовавший на одном из заседаний с участием премьера, сообщил "Ъ", что конкретных слов о том, что Игорь Шувалов может возглавить госкомпанию, не было. "Владимир Путин сказал, что гендиректором может стать любой из присутствующих — и Шувалов, и Басаргин, и другие люди",— сообщил собеседник "Ъ".
Просуществует новая мегакорпорация 25 лет, но круговорот ее проектов будет быстрее. Госкомпания обязана выходить из капитала участников проектов в течение пяти лет, а из недвижимости — в течение двух лет: все это "подлежит отчуждению в пользу заинтересованных организаций, не находящихся в государственной собственности". После ликвидации госкомпании все, что у нее останется, вернется государству.
Кирилл Мельников, Александр Гудков, Александр Панченкоwww.kommersant.ru
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/1919404цццю