Тема Гагарина в творчестве художников трех поколений.
Казалось бы, не прошло и пяти лет, как художники ТО «Созвездие видений» начали активное сотрудничество с «Домом космонавтов» Звездного городка, но как всё изменилось с тех самых пор в нашей творческой жизни, да и в нас самих… И это не удивительно — ведь сама энергия «времени первых», буквально пронизывающая весь Звёздный городок, заставляет многое переосмысливать и переоценивать, безусловно стимулируя к новым творческим поискам и экспериментам. Но сегодня мы поговорим о том, чей образ и чья открытая искренняя улыбка вот уже столько лет продолжает греть души и сердца миллионов россиян, пробуждая в нас самые лучшие человеческие чувства. В канун Дня космонавтики и в год
Надо сказать, что Юрий Алексеевич Гагарин был как раз из тех людей, кто отнюдь не «забронзовел» и не заболел «звездной болезнью», несмотря на гигантскую лавину обрушавшейся на него всемирной славы. (Хотя оснований для этого у него имелось больше чем у остальных — ведь 12 апреля он к нам в буквальном смысле «со звезд» спустился!) Тем не менее, себя в бронзе ему довелось увидеть ещё при жизни…
Одним из первых, кто удостоился высокой чести запечатлеть для потомков облик первого космонавта Земли, был известнейший советский скульптор Лев Ефимович Кербель.
Именно ему накануне
Многие известные художники пробовали рисовать Гагарина, но его прижизненные портреты, выполненные рукой выдающегося советского
Приведу всего один фрагмент из творческой биографии художника:
Анатолий
В те грозовые для всей страны времена, студией его был аэродром, а мольбертом — офицерский планшет. Про один совершенно пронзительный случай из тех фронтовых буден, наглядно показывающий какие это были времена и какие люди, рассказывает дочь
— однажды, когда Анатолий Никифорович рисовал одного из летчиков, случился внезапный налет вражеской авиации на аэродром, и летчик отважно прикрыл художника своим телом. Когда всё закончилось, пилот по прежнему оставался неподвижным и тут вдруг на рисунок капнула кровь… Оказалось, что летчик спасавший его, погиб во время налета, в буквальном смысле расписавшись кровью… на собственном неоконченном портрете. Всего за период войны
На портрете первого космонавта, сделанного мастером в 1961 г., имеется надпись: «Анатолию
Можно привести, по меньшей мере, ещё с десяток имён талантливейших мастеров — современников первого отряда космонавтов, которым в той или иной мере удалось отобразить не только внешний гагаринский облик, но и гагаринский дух. Тем не менее, очевидно, что большинство наиболее известных работ на эту тему создавались либо при жизни Юрия Алексеевича, либо близко к тому историческому периоду, а что же с этим сейчас, в XXI веке? Как его видят современные художники, и можно ли при таком обилии уже созданных произведений признанных мэтров советского искусства, суметь найти новые ракурсы в восприятии Гагарина и как человека и как символа эпохи?
Художники Творческого объединения «Созвездие видений» ответили на этот вопрос утвердительно!
Например, художница Иветта Ки (г. Сочи) складывает свой неповторимый образ первого космонавта из отдельных, порою самодостаточных сегментов, выполненных в стиле так называемой «модульной графики».
К слову сказать, именно с этой работы, начался её большой «космический цикл», и она же дала начало ещё одному знаковому проекту художницы, под названием «Герои космоса в образах и линиях». На первый взгляд может показаться, что это портрет создан на основе одной из известных хрестоматийных фотографий Юрия Алексеевича, но если хорошо приглядеться, те отдельные фрагменты из которых и состоит весь рисунок часто являют собой самостоятельные
Если говорить о чистой преемственности традиций, особенно в жанре портретного искусства, нельзя не вспомнить о творчестве такой известной московской художницы как Аида
На картине «Голубь Ноя», написанной в канун
«Здесь Герой космоса выглядит как обычный земной человек и, в то же время, мы совершенно безошибочно осознаем, что перед нами — Гагарин.
В руках он бережно несет прильнувшего к нему „посланца небес“ — белоснежного голубя, подтверждающего всем жителям планеты Земля, что отныне они могут считать себя гражданами Вселенной. Слева пространство картины как бы раздвигается и перед нами открывается прекрасный вид на нашу планету из космоса. Созданный кистью Аиды образ Гагарина одновременно сложен и прост. На ее холсте он „един во всех лицах“: гонца и первопроходца, спасителя и спасаемого. Здесь явно прослеживается библейская аллегория: планета Земля — это Ноев ковчег с „экипажем“ из людей, животных и растений, блуждающий в бесконечности космоса где Гагарин в
«Вузовский вестник», 2011 г., № 7 (127)
Совсем иной ракурс представляет вниманию зрителя Николай Викторович Орлов из Невинномыска (Ставропольский край). И это тот самый случай, когда косвенным образом можно раскрыть тему едва ли не сильнее и мощнее, чем прямым. На очень насыщенной и многосложной работе, выполненный в излюбленной манере автора, при помощи только одного простого карандаша, мы видим стремительно пикирующий вниз, «бумажный самолетик» сразу отсылающий нас к трагическим событиям в марте 1968 года‒гибели Гагарина и Серегина во время тренировочного полета. Как ни странно, тот факт, что самолетик бумажный, даже добавляет остроты в восприятии, заставляя лишний раз задуматься, насколько хрупка и эфемерна человеческая жизнь. На заднем фоне виден родительский дом первого космонавта, как символ истинной материнской любви, давшей
Физическая жизнь конечна, но, как известно, на всё распространяется непреложный закон справедливого воздаяния и душу Юрия Алексеевича уже приготовился радушно встретить святой покровитель космонавтов Иоанн Лествичник, стоящий на трапе, ведущем к подъёмному лифту ракетоносителя, готового в любую секунду доставить своих пассажиров в пилотскую кабину…
Работа московского графика Сергея Владимировича Демиденко также многосложна и многофигурна, но у автора есть свой собственный подход и своё прочтение гагаринской темы. Композиция «Путь к звездам» будто напоминает нам о том, что его подвиг, да и первый прорыв в космос, нельзя рассматривать как деяние отдельно взятого человека. Ведь сам Юрий Алексеевич, как и его эпохальный полет, в данном случае лишь вершина айсберга титанических усилий целой плеяды не менее великих людей ‒ его предшественников, современников и последователей. Не случайно мы видим здесь и Константина Эдуардовича Циолковского и Фридриха Артуровича Цандера и Сергея Павловича Королева вместе с Валентином Павловичем Глушко. Как и на картине Орлова, существенная часть пространства отдана теме «Дома Земного».
Тихая улочка в небольшой Смоленской деревушке, виднеющаяся поодаль монастырская ограда и купола церквей столь жизненны и реальны, что кажется ещё немного и можно услышать заливистые петушиные крики и колокольные перезвоны, зовущие к обедне… Но вглядевшись более пристально в детали, понимаешь вдруг, что это уже не стены тихой обители, а высокие башни Кремля, за которыми сердце России, совсем другая жизнь и совсем иной масштаб совершений.
Для столичного живописца Юрия Леонидовича Немцева Гагарин всегда был темой сокровенной, к которой следует подходить с большой осторожностью и должным почтением. На своем холсте художник постарался передать прежде всего
Московский график Милана Вячеславовна Морозова идет своим путем, характеризующимся тремя ключевыми понятиями: минимализм, эмоция и движение. Смотря на её работы, так и хочется вспомнить известный афоризм про краткость.,которая сестра таланта. В её работе «Ветер истории» , несмотря на небольшое количестве объектов в композиции, изображение вполне достигает своей смысловой полноты посредством той самой динамики, экспрессии и выразительности, о которых сказано выше.
Конкретно в её Гагарине нет узнаваемых характерных привычных черт первого космонавта, которые мы привыкли наблюдать в большинстве произведений, связанных с темой Гагаринианы. Есть только
Смотря на её работу, я вспоминаю собственные стихи, в которых схожие образы и мысли. Работа Миланы создана на днях, а стихотворение написано в далеком 1987 г. под
И на последок чудесное стихотворение руководителя ТО «Созвездие видений» Творческого союза профессиональных художников, член Совета по культуре Русского Космического Общества Ассоциации музеев космонавтики России Дмитрия Васильевича Ярошевского:
Утро 12 апреля 1961 г.
Апрельским утром звезды улыбались
Собравшимся на площади землянам,
С полос газетных буквы надрывались
Сообщеньем ТАСС ‒ событьем дня заглавным.
Млел от восторга с глянцевой обложки
На похвалу скупой обычно запад,
А по ковру расстеленной дорожки
Шел человек давать планете рапорт.
Чеканил шаг простой советский парень,
О подвиге готовый дать доклад.
Так мир узнал, что есть майор Гагарин —
Наш самый первый в мире космонавт!
…Стоящий у распахнутой калитки
В бескрайний мир мерцающих светил,
Он Землю одарил своей улыбкой
И та…заулыбалась вместе с ним!
Планета Земля, Солнечная система
1987 г.
Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.