
«Дело ТоАЗа» интересно многими моментами: тут и очень крупные суммы похищенного, по мнению суда: более 85 миллиардов рублей, и то, что все осужденные находятся за границей. И, наконец, то, что представители потерпевшего предприятия занимают солидарную позицию с представителями осужденных, которые, согласно приговору, это предприятие обокрали.
В прошлую пятницу Комсомольский районный суд города Тольятти осудил бывших руководителей компании «Тольяттиазот», который является крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире производителей аммиака, выдает более трех миллионов тонн этого химиката в год.
Суд приговорил бывших руководителей ТоАЗа Владимира и Сергея Махлаев к 9 годам лишения свободы, а бывшего гендиректора Евгения Королева к 8,5 года. Также совладельцы швейцарской компании Nitrochem Distribution AG, торгового контрагента ТаАЗа, Беат
Председатель совета директоров ТоАЗ Петр Орджоникидзе отметил, что приговор является незаконным, необоснованным, игнорирующим законы и элементарный здравый смысл и, даже, возможно, направленным на рейдерский захват самого предприятия. Сама же компания считает, что ее никто не грабил.
Орджоникидзе заявил, что ключевое обвинение: определенная группа лиц продавала основную продукцию ТоАЗ по заведомо заниженным ценам, в дальнейшем перепродавала ее по рыночным, и этим наносился ущерб компании. Была проведена экспертиза, которая не выдерживает никакой критики: за основу оценки проданной продукции брались т. н. спотовые цены — цены реализации небольших объемов продукции, как правило, небольшими производителями. Предполагалось, что ТОАЗ нужно было реализовывать свою продукцию по спотовым ценам».
Но при этом промышленник напомнил, что столь крупный производитель, естественно, продавал большие объемы и давал скидку.
По мнению Орджоникидзе, выдвигая тяжелое обвинение в хищении всей продукции бывшим руководством компании просто проигнорировал данные аудита: выручка за последние 4 года составляла от 30 до 33 миллиардов рублей в год, чистая прибыль — в районе 7–8 миллиардов рублей в год. Выплачивались дивиденды от 5% до 30% и более. Рост стоимости чистых активов составлял порядка 50% в год, при этом вся выручка добросовестно заносилась на счета предприятия.
По словам адвоката ТОАЗ Дениса Симачева, главный потерпевший выступает заодно с защитой. При этом он отметил, что все уголовные дела образовались в результате желания акционеров посредством привлечения правоохранительных органов к корпоративному конфликту получить контроль над успешным химическим предприятием и осуществить рейдерский захват.
Адвокат Сергея Махлая Александр Гофштейн заявил, что приговором создается крайне нежелательный подход. Юрист отметил, что человек, отсутствующий и находящийся в розыске, заранее виновен.
Адвокат Гофштейн напомнил, что причины, по которым столь многие российские предприниматели, оказавшиеся под судом, обращаются в бегство, можно понять, ибо российская Фемида
Александр Гофштейн обратил внимание и на то, что приговор Комсомольского райсуда города Тольятти контрастирует с решениями других российских судов высокого уровня.
Адвокат компании Nitrochem Distribution Роман Волобуев отметил, что к делу привлечен и ряд других юридических лиц в разных странах.
Адвокат еще одного из гражданских ответчиков, Сергей Коронец, рассказал, что, когда защита пыталась выяснить у представителей истца — «Уралхима», в чем заключалась в данном случае заинтересованность в совершении сделки, судья Андрей Кириллов их прервал со словами: «Одна сторона заинтересована и другая!».
При этом, по версии защиты, один из свидетелей обвинения, мелкий миноритарий Евгений Седыкин, сам осужден за подделку документов, он пытался выдать себя за гендиректора ТоАЗа, а другой находится в СИЗО под следствием, так как подбрасывал на территорию предприятия оружие.
Известно, что защита будет обжаловать приговор в Самарском областном суде до 15 июля.