Курс валют:
USD 92.1314   EUR 98.7079 
Официальный сайт Момент Истины
о редакции

Казаки – оберег восточных рубежей Российского государства

Дата публикации: 30.01.2023
Автор: Пономарев Олег,
Редактор: Островский Николай
Казаки – оберег восточных рубежей Российского государства

Генетически связанные между собой, два казачьих войскаАмурское и Уссурийское -поэтапно осваивали огромные территории, оберегали восточные рубежи Российского государства. Долгие годы деятельность казачьих войск являлась одним из важных градообразующих факторов. Казаки и офицеры этих казачьих войск, наряду с офицерами и солдатами регулярных войск и чиновниками, составили первое население Амурской и Приморской областей.

Сибирь, покоренная казаками при минимальной поддержке армейских подразделений, в современных условиях предстала миру главной кладовой планеты, в очередь за дарами которой, уже выстраивается вереница государств. Западные стратеги поздно сообразили, что владеющий Сибирью со временем станет «властелином мира».

Первыми новые территории обживали забайкальские казаки. На них возлагалась задача охраны и защиты границ Российского государства на востоке, основание новых поселений, заведение основ сельского хозяйства, подготовка новых территорий для крестьян-переселенцев. Благодаря успешному переселению казаков на Амур в 1858 г. было основано Амурское казачье войско, а спустя 30 лет Уссурийское казачье войско - последнее по времени появления казачье войско Российской империи.

На первом этапе казачьего переселения (1854–1862) было переселено более 16 тысяч забайкальских казаков, причисленных к войску крестьян и «штрафованных» нижних чинов линейных батальонов, которые основали 96 станиц и поселков. Селения были небольшими, состояли в основном из 3–8 дворов. К началу ХХ в. Амурское и Уссурийское казачьи войска занимали пограничную территорию по рекам Амур и Уссури, фактически линию от станицы Покровской на западе до выселка Забеловского на востоке и от Хабаровска на севере до верховьев реки Суйфун (р. Раздольная) на юге, на которой располагалось более 150 населенных пунктов.

Несмотря на небольшой срок существования, приамурские казаки смогли сформировать свой хозяйственно-бытовой уклад, соответствовавший в основе историческим традициям. Воспитанию детей в казачьей среде всегда уделяли большое внимание. Именно в семье дети получали первое образование, приобретали необходимые умения и навыки.

Рождение мальчика воспринимали с большой радостью, несмотря на осознание всех неизбежных тягот и лишений, предстоявших ему в последующей взрослой жизни. С самого раннего детства казака готовили к выполнению основного жизненного предначертания -к достойной военной службе Отечеству. В младенчестве мальчику дарили «на зубок» гильзы с порохом, фигурки коней, игрушечные деревянные сабли, ружья. Все эти предметы ребенок осваивал в играх со сверстниками, узнавал их предназначение, учился правильно ими пользоваться. В год казачонка впервые сажали на коня, а с трех лет обучали верховой езде и обращению с конем (уход, лечение при несложных заболеваниях и т. д.), умению держать шашку. К десяти годам казачата прекрасно владели основными приемами джигитовки.

В подростках воспитывали храбрость, выносливость, верность слову, дисциплинированность, развивали способность к принятию самостоятельных решений в критических ситуациях. Воспитывали настоящих воинов, способных с честью защитить род, станицу, войско, Отчизну.

Девочки-казачки получали в семье религиозно-нравственное воспитание, приобретали хозяйственные навыки, необходимые для каждой будущей матери семейства, учились ездить верхом, управляться с конем, быть сильными и выносливыми, в случае необходимости уметь принимать самостоятельные решения.

Для повышения грамотности казаков создавалась сеть учебных заведений: поселковые, станичные, батальонные, полковые, бригадные и другие школы, в которых обучались и мальчики, и девочки. Лучшие ученики из станичных школ отправлялись в бригадные.

Наряду с обучением арифметике, русской грамоте и чистописанию мальчики получали профессиональные навыки: изучали землемерное, переплетное, столярное дело. Дети участвовали в весенне-осенних занятиях в огороде, саду и на пасеке. Во всех казачьих школах были обязательными занятия гимнастикой, военным строем, изучение основ военной службы. С 1912 г. как учебное пособие по истории в казачьих школах Приамурья использовалась «Краткая история Амурского казачьего войска» Р. С. Иванова. При обучении девочек-казачек сочетались общеобразовательная подготовка и основы ведения домашнего хозяйства, рукоделия.

Важную роль в жизни приамурских казаков играла православная церковь. Водворяясь на новом месте, казаки наряду с жилыми, хозяйственными, административными постройками возводили культовые здания - часовни и церкви. Близ храмов строились и дома для священно- и церковнослужителей. В Амурском казачьем войске было возведено 24 церкви и 51 часовня, в Уссурийском же всего 14 церквей и 24 часовни. Храмы посвящались праздникам и особо чтимым среди казаков святым: святителю Николаю Чудотворцу, святому великомученику Георгию Победоносцу, святителю Иннокентию Иркутскому, покровителю амурских и уссурийских казаков - святому Алексию, человеку Божьему и др.

Для приближения срока торжественной закладки каменного Алексеевского храма в январе 1901 г. был издан приказ по Амурскому казачьему войску, в котором выражалась надежда, что казаки примут горячее участие в сборе средств на строительство:

Объявляя о сем войску, я уверен, что мысль главного начальника края построить храм Божий в память такого знаменательного события найдет себе у всякого казака самое горячее сочувствие, и амурцы с радостью примут посильное участие в сборе средств на сооружение этого храма, для чего войсковому правлению разослать начальникам участков, станичным атаманам и командирам полка и дивизиона подписные листы.

Иннокентий среди амурских казаков пользовался любовью и всеобщим уважением. Ревностный миссионер и проповедник, он способствовал распространению православия среди казачьего населения. При нем происходило активное строительство церквей, открывались церковно-приходские школы. Во время объезда епархии он бывал в самых отдаленных хуторах и станицах, всегда со вниманием выслушивал жалобы казаков, давал советы по улучшению организации хозяйства, воспитанию детей и пр. Прибытие владыки в казачью станицу, по словам Р. С. Иванова, всегда напоминало праздник: «все готовились, улицы чистили, целовальники скрывались, все свободные от работ выходили под благословение владыки...»

До конца ХIХ в. считалось, что среди приамурских казаков отсутствуют люди иного вероисповедания, в том числе протестанты и старообрядцы. Связано это было с тем, что отступившие от православной веры казаки приказами по войску исключались из войскового сословия.

За полувековую историю существования приамурское казачество сложилось как самостоятельная структура среди казачьих войск Российской империи. Оно сформировалось как служивое привилегированное сословие, призванное закрепиться на восточных рубежах страны, обеспечить надежную охрану и защиту приграничных территорий.

По материалам А.Белых Музей им. Гродекова«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом». (Виссарион Белинский)

На фото: Казаки на строительстве Хабаровки и икона Божией Матери Албазинской

Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.

Автор материала
Источники материала
Есть что сообщить по данной теме? Свяжитесь с редакцией hello@moment-istini.com
Приемная редакции «Момент Истины» работает 24/7
Написать письмо
Колумнисты
Сейчас читают

Новости