
Сегодня у меня в гостях Елизавета Ивановна Ионина, юрист, профессиональный медиатор из г. Барнаула, президент Ассоциации профессиональных медиаторов Алтайского края. Вот такая обширная география медиаторов в Российской Федерации. Обсудим сегодня, как идет развитие медиации в Алтайском крае.
Е.А.: Елизавета Ивановна, расскажите о том, как вы стали медиатором.
Е.И.: Медиатором я являюсь с 2018 года. Но знакомство и путь в направлении медиации начались гораздо раньше.
Благодаря научному руководителю в Горно-Алтайском государственном университете я выбрала тему для дипломной работы: «Применение процедуры медиации на стадии исполнительного производства». Глава управления ФССП по Республике Алтай была открыта к инновациям, у меня была возможность провести исследования на тему информированности судебных приставов о процедуре медиации.
Вывод того времени: без понимания сути процедуры не будет вовлеченности. Специалисты государственных органов не будут ее рекомендовать гражданам, если у них нет верного представления о ее возможностях. Из анкет было видно, что многие, ответив, что знают о медиация, при этом вкладывают в нее неверные понятия. Поэтому в своей работе я подготовила для них небольшую памятку о процедуре медиации.
Исследование я проводила еще в 2014 году, но и сейчас на практике убеждаюсь в том, как важно проводить разъяснительную работу и обучение со специалистами госорганов, если мы хотим, чтобы к нам направляли граждан.
Затем я переехала в г. Барнаул Алтайского края, где продолжила обучение.
В магистерской работе я посвятила раздел теме применения медиации в спорах родителей о воспитании детей.
Уже тогда я вела юридическую практику и видела, что во многих случаях получение решения суда не равно разрешению ситуации, решению конфликта.
После нескольких лет работы в юридических фирмах, я стала юристом благотворительного фонда. Работа с нуждающимися категориями граждан показала «во всей красе», насколько сложными, многоуровневыми бывают конфликты между близкими родственниками. Какой бывает в них накал эмоций.
И как часто предъявляются исковые требования, удовлетворение которых не является их основной целью. Иногда они лишь способ реагирования в состоянии обиды.
Например, к одной из подопечных фонда поступило заявление об оспаривании сделки: договора дарения части жилого помещения от ее мамы к сыну (внуку).Сделка не была фиктивной или заключенной против воли.Но мама клиента в этот момент начала проживать с другой дочерью. Между сестрами был конфликт и многолетние обиды, вследствие которых вторая дочь уговорила маму предъявить иск и отменить договор дарения.
Это была лишь одна из ситуаций. Весь же клубок конфликтов между родственниками был гораздо крупнее, и проявлялся по-разному.
Поможет ли здесь юрист? – скорее только точечно, в рамках конкретного дела. Плюс каждый из участников в момент появления юриста проживет уйму негатива, и конфликт закрутится по новой.
Также мне в работу часто поступали случаи неразрешенных конфликтов между бывшими супругами: совместная ипотека на квартиру, споры о том, как общаться с ребенком, тема алиментных платежей.
Я остро ощущала нехватку инструментов для работы с такими спорами, и это побудило меня скорее пройти обучение профессии медиатора.
Е.А.: Как и где проходило Ваше обучение?
Е.И.: В 2018 году я включилась в работу проекта «Алтай – территория примирения», реализованного НП «Сибирский центр медиации и права».
В рамках проекта я прошла обучение, а затем в течение полугода, вместе с другими обучившимися, работала в качестве волонтера-медиатора в комнатах примирения при ЗАГСах города.Принимали семейные пары на стадии развода. В некоторых случаях удавалось урегулировать ситуацию даже после работы только с одной из сторон. Когда в ходе беседы удавалось выявить истинные интересы одного из супругов, он понимал, что развод ему,оказывается, не нужен. Сейчас я понимаю, что фактически в рамках консультации о процедуре медиации я проводила полноценное конфликтологическое консультирование, или предварительную работу с одной стороной.
Тогда же я иногда огорчалась, что вроде бы работа сделана, а до процедуры медиации мы не дошли.
Какие-то знания и навыки приходят с опытом и последующими обучениями. А иногда, как оказывается, действуешь интуитивно верно, следуя технологии и принципам процедуры.
С 2020 года я почувствовала, что больше времени хочу уделять именно медиации. После завершения проекта обращений напрямую за помощью медиатора ко мне практически не было, удавалось лишь переводить в это русло некоторые дела из юриспруденции.
Я снова прошла обучение медиации, в этот раз с уклоном в бизнес-направление.
В это же время я встретила несколько единомышленников в Барнауле, и мы начали объединять наши силы. В начале просто общаясь в чатах, совместно встречаясь, готовя документы на сайты суда.
Зимой 2021г. мы совместно с Еленой Жбанниковой пришли к мысли о необходимости создания организации, в которой мы объединим усилия и сможем официально заявлять о медиации для взаимодействия с государственной системой.
Мысли об этом были у нас и раньше, здесь же пришла готовность. Коллеги нас поддержали, вошли в состав президиума.
Е.А.: О какой организации идет речь?
Е.И.: В апреле 2021 года была зарегистрирована Ассоциация профессиональных медиаторов Алтайского края.
Мы с коллегами на тот момент состояли в различных российских объединениях медиаторов. Но чувствовали, что необходимо проводить работу именно на местах, повышать уровень информированности в крае.
Пока велась подготовка к созданию ассоциации, мы всей командой прошли обучение восстановительному подходу в медиации. И так как подход у нашего наставника Рустема Рамзиевича Максудова был практикоориентированный, он нас очень мотивировал на активную деятельность. Мы начали искать случаи для отработки навыков. Совместно работали с групповым конфликтом в студенческой группе. Затем принялись за длительную работу со сложным групповым конфликтом в школьном классе.
Так в мою жизнь неожиданно влилась школьная медиация, развивать которую в одиночку у нас в крае еще в 2018 году начала Елена Жбанникова.
Е.А.: Расскажите подробно о своей команде медиаторов.
Е.И.: За прошедшие 2 года команда нашей ассоциации выросла в 3 раза.Мы многому учились. Выходили на взаимодействие с государственными органами. Успешно развивали наш клуб медиаторов.
Огромную поддержку дает сообщество коллег. Это и совместный рост, изучение нового, обмен опытом. Это помогает справляться со сложностями, держаться в режиме в тех случаях, когда результат проявится в отложенном времени.
Прошлой осенью мы написали первую заявку на грант, и к нашей радости победили. Совсем недавно приступили к реализации проекта.
Е.А.: Елизавета Ивановна, что для Вас медиация, в каком направлении специализируетесь?
Е.И.: Медиация для меня – это уже неотъемлемая часть жизни. Мне сложно представить себя сейчас в какой-то другой области. От юриспруденции я постепенно отхожу.
Большая часть обращений ко мне сейчас идет в сфере семейной медиации. Я работаю именно со спорами между супругами, бывшими супругами. Вопросы детско-родительских отношений в работу решила пока не брать, т.к. на мой взгляд для них требуются дополнительные знания, навыки и опыт. В нашей ассоциации есть коллеги, которые работают в этой сфере с помощью восстановительной медиации, и я не перестаю ими восхищаться.
В 2022 году получила большое развитие работа нашей независимой службы по урегулированию конфликтов в школьной среде. Весной мы «жили» в школах: три дня в неделю уходили только на работу с классами, и так 3 месяца.
Для меня это оказалось еще и прекрасным способом повышения навыков медиатора. В классе мы работаем с коллективом с помощью восстановительной технологии «Круги сообществ». Медиаторы (ведущий, хранители Круга) на протяжении 1-3 часов удерживают внимание детского коллектива в русле конструктивного взаимодействия. Отрабатывают эмоции, агрессию при необходимости, очень задействован навык активного слушания, вопросные техники. Когда летом пришел в работу случай по семейной медиации, я ощутила, насколько эта интенсивная работа весной дополнила мой опыт: вести и контролировать ход переговоров я стала увереннее, спокойнее, легче.
Сферу медиации в трудовых спорах, бизнес-конфликтах я по-прежнему держу в поле внимания, но пока сама эта сфера в регионе находится на уровне достаточно близком к нулю. В моем опыте был только случай ко-медиации, где я участвовала как «начинающий» в этой сфере медиатор, по спору между банком и заемщиком.
Понимаю, что изменить это положение тоже постепенно можно, но стараюсь рассчитывать свои силы и применять их к направлениям, которые уже развиваем сейчас.
Е.А.: Вы участвуете в проекте «Родители навсегда», расскажите о нем поподробнее?
Е.И.: Да, с февраля 2023 года мы начали реализацию проекта «Родители навсегда» при поддержке Фонда президентских грантов.
В рамках проекта помощь медиаторов нашей ассоциации бесплатно будет предоставляться разведенным родителям, проживающим в г.Барнауле, у которых есть конфликты на стадии исполнительного производства по вопросам о взыскании алиментов и о порядке общения с ребенком.
В марте при Отделении судебных приставов по взысканию алиментных платежей будет открыта Комната медиации, в которой мы будем проводить консультации и непосредственно процедуру медиации. Также в проекте уже сейчас ведется информационная работа по просвещению в сфере медиации. Статьи о последствиях длительных конфликтов между родителями вы можете прочитать на сайте ассоциации www.mediatoraltay.ruи в наших социальных сетях. Там же можно оставить заявку на получение помощи в проекте.
До конца сентября основное внимание мы с командой уделим именно этой работе.
Е.А.: Как можно оценить информированность граждан и предпринимателей в Алтайском крае о медиации?
Е.И.: В целом меня очень радуют тенденции, которые я вижу в регионе и в целом в стране. Да, мы движемся не семимильными шагами. Но я вижу плоды вложенных нами в развитие и продвижение медиации усилий.
В судебной системе мы пока не нашли большого отклика: год назад мы начали с рассылки писем в районные суды и мировым судьям города, а также в краевой суд и судебный департамент. Но, к сожалению, ответы пока были формальными.
Я в этот момент решила не огорчаться и не «стучаться в закрытые двери». Пошли в те области, в которых увидели отклик.
Создали сайт. Активно пишем о медиации через соцсети. Пока люди приходят через них.
Я верю, что и в судебной системе изменения будут: очень важно личное знакомство, понимание судьями реальности работы медиаторов, успешности медиации. Будем спокойно нарабатывать опыт, включая и работу по спорам, которые уже находятся на рассмотрении суда. Будет «наслышанность» о нашей работе – будет и доверие.
Либо, даже если отклик здесь никогда не пойдет (представим теоретическую ситуацию), то значит мы за этот период не потеряли время и вложили силы в развитие других путей.
Е.А.: Есть ли у Вас опыт нотариального заверения медиативных соглашений?
Е.И.: В нашем и ближайших регионах их пока единицы, но они появились, и это радует.В ноябре 2022 году я сама удостоверяла медиативное соглашение в банковской сфере у нотариуса в Республике Алтай (соседний с нами регион). По информации нотариуса, оно было первым удостоверенным в их регионе. А в декабре вышли новости уже Нотариальной палаты Алтайского края, согласно которым было нотариально заверено первое медиативное соглашение в нашем регионе. Работа была проведена медиатором НП «Сибирский центр медиации и права». Вот так за год оба региона поставили себегалочку, что получили опыт в этом вопросе.
У кого-то из нотариусов в регионе пока отношение к теме скептическое, кому-то не хочется сталкиваться со сложностями в новых вопросах. Но, к счастью, есть и готовые к работе с удостоверением медиативных соглашений, открытые и позитивно настроенные к медиации!
Е.А.: Как вы думаете, что нужно сделать медиаторам для популяризации медиации в России?
Е.И.: Сложный вопрос, на который многие стараются отыскать ответ.На мой взгляд, важно любить то, чем ты занимаешься. Особенно, если это медиация – сфера новая, известная пока в узкой среде.Нужно быть готовым вкладывать в нее силы, даже если быстро не получишь большой отдачи. Нужно понимать, что это игра вдолгую.Окружите себя единомышленниками. Постоянно развивайтесь, совместно придумывайте какие-то проекты, коллаборации. Оттачивайте навыки. И вовремя заботьтесь о себе: берите отдых, когда нужно, берегите себя.Казалось бы, какое отношение это имеет к теме продвижения медиации?На мой взгляд, прямое.Очень многое сейчас зависит от нас с вами. Многое держится на энтузиазме, и совершается на энтузиазме силами отдельной личности или команды медиаторов. Медиация сама по себе – сложный, энергозатратный, наполненный эмоциями участников процесс. Может выматывать. Плюс медиатору приходится быть и за себя, и «за того парня»: и процедуру провести, и информированием граждан заниматься, и услуги свои продвигать, и учиться не забывать. Поэтому риск выгорания в профессии очень высокий. А если вы рассчитывали, что сразу пойдет большая отдача и толпы клиентов, то можно разочароваться в профессии.
Поэтому адекватная оценка ситуации и профилактика выгорания – то, что мы с вами просто обязаны делать для сохранения себя в профессии и дальнейшего развития медиации.
А дальше – предпринимать все, что в наших силах. Исходить из того, что зависит от вас, что именно вы можете сделать на вашем уровне.Для начинающих: не бояться приступать к работе, искать поддержку от опытных коллег.Для кого-то – заявить уже наконец о себе в социальных сетях. Рассказать, кто и в каких случаях может к вам обратиться.Кто-то сможет выстроить взаимодействие с государственными органами, судами в регионе.Кто-то знает, как организовать рекламную кампанию в СМИ.Третьи работают на уровне продвижения изменений законодательства, социальной политики страны.Четвертые развивают науку и обучение медиации.
Пятые вырабатывают критерии качества процедуры.Мы - разные, с разными ресурсами в доступе. И мне видится важным стараться максимально делать каждому свою работу в пределах зоны влияния, постепенно расширяя ее.
По принципу «делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть».
Популяризацию ведь нужно рассматривать не только с вопроса: «как сделать известной и популярной медиацию?». Но и с ракурса, как сделать ее жизнеспособной на постоянной основе.
А это сможем сделать только мы вместе, прикладывая каждый свои силы и объединяя их.
Елизавета Ивановна, многое из сказанного Вами откликается. Да, медиация - это игра вдолгую, и с вложением самого дорогого, что у нас есть -личного времени. Часто слышу, что «ну не нужна нам медиация, что вы пристаете». В результате люди живут в агрессии, сначала на своего оппонента, потом уже на своего юриста, потом на весь мир. А мы лишь информируем о возможностях медиации, а выбирать - вам, уважаемые читатели.
Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.